Жизнь веры не зависит от конкретной, видимой реальности этого физического мира, но соотносится с невидимым Богом. Мы живем в мире практической реальности и, значит, должны решать земные проблемы. Однако жизнь веры принадлежит к совершенно другой сфере, она ставит другие вопросы и к ней неприменимы те же самые эталоны.

В этом мире мы все ищем счастье и радость. Но отдельно друг от друга люди никогда не могли найти счастье, для этого им нужно еще что-то, помогающее обрести его, — материальные вещи, интеллектуальные цели. Мы можем применять определенные критерии ко всему в мире. И если мы не находим вещей или людей, стимулирующих и делающих нас счастливыми, мы не можем идти вперед. Другими словами, мы находим счастье благодаря чему-то объективному, приносящему нам радость. В сфере академической жизни мы счастливы, когда постигаем интеллектуальную реальность. Но счастье приходит лишь на время, пока мы боремся за большую цель или идеал. Проблема всегда в том, как установить связь между собой и тем объектом, который принесет счастье?

Несчастье, депрессия, отчаяние будут приходить всякий раз как результат неумения построить правильные взаимоотношения с объектом. Чтобы жизнь шла вперед, нам совершенно необходим постоянный, положительный стимул. Процесс развития этих отношений непосредственно определяет наш успех или неудачу. Что дает вам положительный стимул в вашей академической работе? В этом ключ к успеху. И даже если в этом мире реальности у вас есть определенные идеалы, но нет такого стимула, вы не достигнете своей цели.

Тот же принцип применим и к жизни веры. Но когда я говорю о нашем опыте жизни веры, иногда кажется, что совершенно нет никакого научного метода, способного оценить и доказать ее существование. Мы имеем дело с невидимыми и часто непрактическими вещами, по отношению к которым не можем применять тот же самый способ познания, что и для мира реальности. Таким образом, проблема в том, как мы можем найти источник позитивного стимула и непосредственно соотноситься с ним в нашей жизни веры? Как мы можем быть счастливы в нашей жизни веры?

Рассматривая вопросы физической жизни человека, мы всегда сталкиваемся с проблемами, относящимися к материальным вещам. Таким образом, область сознания – вера и реальность — становится очень важной. Как при помощи наших знаний можно установить связь между жизнью веры и жизнью этого мира? Думая только о жизни других людей, трудно открыть этот стимул. Но нет другого способа найти образец, кроме как изучая судьбы центральных личностей в Божьем провидении, начиная от Адама. Нужно непосредственно обратиться к этим людям, Божьим избранникам, включая святых и мудрецов прошлого, и посмотреть, как они относились к материальным благам и как строили свои взаимоотношения с людьми. Давайте посмотрим на жизнь Ноя, Авраама, Моисея, Иоанна Крестителя и других в Божьем провидении. Каковы были их цели и мотивы? Об этом и пойдет разговор.

Все эти великие люди начинали свою жизнь веры, обращая все свои помыслы к Богу, а не к себе. Почему мы уважаем и иногда даже поклоняемся им? Просто потому, что они были ведомы Богом, а не своими желаниями. Но нам хотелось бы знать, какую жизнь они прожили во имя Бога. Изучая их жизнь, мы обнаруживаем, что все они испытали на себе противоречия жизни веры и реальности. Мы видим, что они встречали эти конфликты тогда, когда не обладали единой волей. Но мы также видим, что им удавалось разрешить проблему, когда они основывались на воле Бога, а не на своих желаниях. И мы знаем, что из-за конфликта между Божьей стороной и мирской стороной эти люди страдали и подвергались преследованиям. Вот почему они — великие люди.

Как правило, они были отвергнуты этим миром и вели одинокую жизнь, полную страданий. Не было никого, кому бы они могли поведать свои мысли и чувства; они могли взывать только к Богу. И когда мы обратимся к их мирской жизни, ее материальной стороне, то увидим, что она была так скудна, что они естественным образом обратили свои сердца и жизни к Богу. Если же представить сознание этих людей, то оно было настолько заострено, что все их мысли и дела были направлены на исполнение Божьей воли. Такова была их жизнь. Они должны были жить, сосредоточившись на единстве с Богом.

В любой сфере: будь то взаимоотношения с людьми, знания, материальные вещи — они полностью отдавались взаимоотношениям с Богом, потому что, кроме Него, не на кого было положиться. У них не было возможности горизонтальных отношений отдавания и принятия, они не могли искать объект радости в своем окружении, поэтому сосредоточили все свои усилия на том, чтобы найти такой объект в Боге, — и делали это еще настойчивее, чем тогда, когда искали объект в миру. Поскольку основание их веры было весьма ограниченным, они должны были полагаться на небеса, чтобы достичь Бога через столь узкий канал. Они поистине открыли новые миры, принимая Бога с надеждой и высокими помыслами об идеале.

И даже если только узкий путь был открыт к Богу, они не падали духом. Поэтому и мы должны сохранять оптимизм в подобной ситуации. Всегда есть возможность продолжать путь, и не должно быть места разочарованию. Бог создал все сущее для счастья и удовольствия людей. Так что даже когда мы выйдем на узкий путь к Господу, не нужно падать духом, это лишь начало, открывающее путь к новым взаимоотношениям между нами и Богом. И там мы обретем истинное счастье и высшее удовлетворение. Например, святой Франциск придавал особое значение чистой бедности и нищете, находя в них счастье, радость и благодать. Поэтому Господь помогал ему и даровал радость и счастье. И таким образом может быть достигнуто единство с Богом.

Нам нужно осознать, что мы, как падшие люди, находимся между двумя линиями, представляющими Божью и мирскую стороны. И поняв, где эти миры сходятся, мы увидим, когда начнется новая эра счастья и радости. Вы знаете жизнь Ноя. Когда Ной, униженный и поруганный, 120 лет строил ковчег, он попал в тупиковое положение и стоял как раз на этом небольшом основании, с которого и началась его новая жизнь в вере. Вы создадите новое царство счастья и благословения, если способны подняться над узостью этого положения и доказать, что можете открыть новую дверь в ваших взаимоотношениях с Богом.

Многие годы Ной только и думал о ковчеге и каждый день отправлялся на гору строить его. Как вы думаете, найдется ли женщина, которая сможет выносить такого мужа в течение десяти лет? Американка подает на развод, если муж отсутствует в течение шести месяцев. Работа Ноя не была обычной задачей. Она должна была быть величайшим событием со времен сотворения человека. А если жена упрекает мужа, то и дети поддерживают ее. Какую же боль должен был испытывать Ной в своем сердце, когда его семья не понимала его! Именно поэтому он был очень несчастлив. Когда он просил их принести ему еду или одежду, они обращались с ним как с нищим. Ной мог еще спокойно сносить оскорбления односельчан или народа, но эти гонения и страдания, причиняемые его собственной семьей, вынести было труднее всего. Несмотря на это, он все же должен был завершить свою работу. У него была великая вера в Бога. Ноя преследовали и отвергали, он был совершенно одинок. Но он не мог отречься от Бога, поэтому вынужден был забывать всех других. Должно быть, его жена и дети иногда чувствовали, что готовы убить его. Но чем больше окружавшие люди преследовали его, тем больше сердце Ноя обращалось к Богу. Он отдалился от своих близких, от своей общины. И наконец он отошел от мира, встав в положение, дающее ему возможность получить Божью любовь. Если бы он отверг людей, преследовавших его, Божья воля не была бы выполнена. Но Ной пожертвовал собой ради тех, кто преследовал его. Вместо того чтобы обречь их на страдания, Ной во имя Бога прощал их грехи. Он был в положении несогрешившего брата, молящего Бога простить падших братьев и сестер своих и добровольно переносящего все трудности. Таково было сердце Ноя. Благодаря такому сердцу Бог мог продолжать Свое провидение восстановления. Абсолютная преданность Богу, полная самоотречения, — такова была позиция Ноя.

Этот принцип может быть применен везде, например в случае Моисея или Иоанна Крестителя. Моисей прошел тем же путем. Свою юность он провел во дворце фараона. Но когда Моисей увидел страдания своего народа, то покинул дворец. Он убил египтянина, который избивал израильтян. Задача Моисея была в том, чтобы спасти Израиль, несмотря на опасность. Но народ Израиля не принял Моисея, пытавшегося их спасти. Они преследовали его и изгнали в Мадианскую пустыню, где он провел 40 лет. Там, страстно стремясь к Богу и любя Его, Моисей принял решение спасти свой народ. Благодаря этой решимости Моисей был избран Богом для освобождения израильтян от египетского рабства. Посмотрим на жизнь Иоанна Крестителя. Когда он начал проповедовать, как известно из Евангелия, ему было 30 лет — молодой человек, который ест орехи и мед в пустыне, — совсем как хиппи. Он ушел из своего дома, оставил близких, думая лишь о воле Бога. В Библии мы читаем, что он ел саранчу и дикий мед. Но жизнь его, должно быть, была полна страданий. Как вы думаете, мог ли он прожить только на саранче и диком меде? Нет, это нереально. Если вы бывали в Израиле, то знаете, что это не та земля, где можно добыть много меда. Поэтому он жил как нищий, ходя от дома к дому. Часто дети бежали за ним, дразня его. Но его сознание было сконцентрировано на грядущем пришествии Мессии, он искал Божьей любви, воплотившейся в Мессии. Его жизнь была достойна сочувствия Бога, поэтому он мог свидетельствовать о Мессии. Несмотря на то, что Иоанн был ведом Богом, если бы он только захотел, то мог бы сетовать на судьбу. Но мы знаем, его не заботили материальные блага, он думал лишь об одном: «Как я могу открыть новую дверь?» В этом он был велик.

Возможно, некоторые из вас думают: «Зачем бороться за веру в Бога? Если Он существует, то Сам спустится и обратится ко мне». Если бы Бог мог сделать это, мы давно были бы едины с Ним. И это было бы прекрасно. Но у нас, как у падших людей, нет непосредственной связи с Богом. Однако Бог — субъект, и мы созданы, чтобы быть Ему достойными объектами, хотя все еще не установили этих отношений. Субъект и объект должны иметь тесное взаимодействие, которого нет между нами и Богом. В таких условиях вы не можете сказать: «Зачем верить в Бога?» Чтобы выполнить свою долю ответственности, мы должны достичь, по крайней мере, минимальной основы взаимоотношений. Давайте проведем аналогию: в каком-то университете некий профессор известен своими знаниями в определенной сфере. Но для того чтобы иметь возможность учиться у него, вам нужно следовать определенному объективному условию: прежде всего нужно записаться на его курс. Иначе между преподавателем и студентом не будет установлена связь. Конечно, субъект и объект должны соответствовать друг другу, у них должны быть схожие взгляды, общие интересы, сходные характеры и так далее. Иначе взаимодействие между профессором и студентом будет невозможно. Как бы то ни было, такие отношения автоматически не устанавливаются.

Если Бог решает что-то между субъектом и вами, падшими людьми, как объектом, то Его решение является неизменным и вечным, так как Он Бог абсолюта. Он устанавливает эталон. Можете ли вы соответствовать этому эталону, если меняете свое мнение 100 раз в день? Или другой пример: вы приходите сюда и очень воодушевляетесь, слушая лекции, но, возвращаясь в реальный мир, поддаетесь одолевающим вас сомнениям. Как долго продлится это вдохновение? Бог вечен. Он никогда не останавливается на середине Своего пути. А вы, даже если сделаете решительное усилие, как долго вы сможете продолжать? Месяц, год, несколько лет, десять лет? Ваша решимость тоже изменится? Иногда вы говорите себе: «Если мне это нравится, я пойду и сделаю это. Если нет, не стану». Истина же остается истиной, независимо от того, живы вы или нет; она вечна. Истина вне смерти, вне изменчивости и непостоянства. И чтобы стать истинным человеком, вы должны быть выше смерти. В вас должна быть такая непоколебимая устойчивость. Это означает, что в какой-то момент ваши изменчивость и постоянство войдут в противоречие друг с другом. Неизменные элементы победят. Элементы же изменчивые, преходящие — исчезнут. Произойдет столкновение жизни и смерти. И преодолев смерть, вы обретете жизнь. Если вы пройдете через эту стадию, то обретете связь с Богом. Тогда в какой же момент вам откроется истина? Это будет время, когда появится возможность быть меняющимся и неизменным одновременно, то есть ситуация жизни и смерти. Это время конфронтации и вызова. Вот когда откроется истина.

К сожалению, в этом мире нам нравится оставаться такими, как есть. Также мы не хотим умирать или не хотим быть побежденными реальностью этого мира. Но единственный способ преодолеть такое положение и найти вечную истину — превзойти смерть и прийти к жизни, преодолеть бренность и стать неизменным. Только так можно достичь истины. Но этот мир хочет оставаться тем же и боится смерти просто потому, что зло завладело миром.

Далее, в связи с этим, что такое последние дни? Это дни коренных изменений в мире реальности. В эти дни мир будет мчаться к разрушению; у людей не будет надежды, лишь отчаяние. Но дети Божьи, неизменные и встающие над смертью, должны выйти из этого хаоса и бед. Этот элемент вечности будет существовать среди хаоса. Столкновение произойдет, когда мы придем к этой ситуации, и тогда один из двух элементов исчезнет. Изменчивость должна уйти, а вечные качества — сохраниться. Когда абсолютно верный Богу человек придет в этот мир, через этого человека Бог, воплощающий постоянство, будет обращаться к другим людям, помогать им. Он вечно пребудет с нами, когда увидит, что хаотический мир начинает приближаться к источнику жизни, источнику вечности.

Так как сущность Бога абсолютна, чтобы стать Его объектом, мы должны стремиться к этому идеалу, следовать Божественному образцу. Вы должны спросить себя, способны ли вы достичь Божественных качеств. И чтобы понять, способны вы или нет, вам надо пройти дорогой страданий и лишений. Иногда вам будет казаться, что их вкус слишком горек для вас, но когда вы взглянете по-другому, то поймете, что через эти трудности Господь дает вам понять вашу ценность. И если вы успешно справились с испытанием, значит, учитель дал вам шанс совершенствовать себя. Чаще всего учитель задает те вопросы, на которые, по его мнению, студенты не смогут ответить. Зачем спрашивать о том, что им уже известно? Чаще всего тесты проводятся преподавателем для того, чтобы выявить самого способного студента. Для этого преподаватель выбирает самые трудные вопросы. Когда вы справились с тестом и оказались на высоте, тогда между вами и преподавателем устанавливаются определенные отношения. Преподаватель, оценив вас, сможет поделиться с вами своими знаниями. Если после многих лет найдется лишь один человек, справившийся с тестом, естественно, этот человек станет наследником его знаний и опыта.

Бог поступает с нами таким же образом. Он не хочет, чтобы мы были лишь бизнесменами или торговцами. Это Его не интересует. Он хочет найти Своих любящих детей, сделать их Своими истинными дочерьми и сыновьями. Когда такие отношения действительно установлены, они нерушимы. Ничто не может прервать их. Господь скорбит о том, что такое единение любви было потеряно в результате грехопадения. Он работал через провидение восстановления в поисках людей на земле, которые понимают это.

Таким образом, Бог будет направлять на земле тех, кто знает Его, к конечной точке, где Он может что-то для них сделать. Он призвал Ноя много лет назад, но Ной потерпел неудачу на середине пути. Авраам, Моисей и Иоанн Креститель также не смогли полностью осуществить все надежды Бога. Поэтому Бог хочет, чтобы теперешние жители земли, включая вас, превзошли этих великих мужей прошлого. Бог хочет, чтобы вы, Его дети, скорее прошли испытания. Поэтому Он дает вам короткий, но очень тяжелый испытательный срок. Аврааму потребовалось много лет, чтобы установить основание веры в Бога. Бог должен просить вас пройти через те же испытания и лишения, но в кратчайший срок. Чтобы неизменный Бог обрел верных детей, никогда не изменяющих Ему, они должны пройти через испытание переменчивости ситуаций. Иногда Бог кажется вам слишком капризным, но это лишь с вашей точки зрения. Иногда вы ведомы путями, противоречащими тому, чему вас учили раньше. И может показаться, что Бог меняется, но за этим стоит особая цель. Чтобы найти неизменных детей, Он должен испытать вас в изменяющейся ситуации.

Поэтому, когда вечно живой Бог придет к вам, может показаться, что Он ведет к смерти. Это тоже испытание. Бог жизни кажется Богом смерти, чтобы возродить Своих детей. На заре христианской истории мы видим тот же метод: Бог появлялся, чтобы дать вдохновение только мученикам, и через этот парадоксальный путь Он восстанавливал людей. Так что мы можем легко представить, что если все 2000 лет христианство подвергалось испытанию, все человечество подвергнется испытанию в последние дни.

В это время только один человек, только одно направление одной веры появится, чтобы восстановить все сущее. Бог начинает Свою работу творения или воссоздания всегда с одной центральной точки и потом распространяет ее. Объединенные вокруг Мессии, Господа Второго пришествия, Божьи дети, число которых будет постепенно увеличиваться, спасут мир. Сатана боится человека, который обращен к Богу. Сатана не может обвинить или победить такого человека.

Похоже на то, что в сегодняшнем мире христианство постепенно сдает свои позиции, да и сам мир идет ко дну. Даже Соединенные Штаты, эта гигантская нация, теряют свою дорогу. Что ищет Бог в этом веке? Он не может действовать через людей, которые принимают мир таким, как он есть, и приспосабливаются к нему. Он ищет людей, которые никогда не изменяют Его идеалу в этом изменчивом мире. Он ищет людей, вера которых так сильна, что они верят: «Даже если погибнет весь мир, мы не умрем». Таких людей ищет Бог. Они создадут новый мир. Этого Бог ожидает от Своих сыновей и дочерей на земле.

Положим, кто-то скажет: «Даже без Божьей помощи мы собираемся выполнить свою миссию». Что тогда произойдет? Когда появляются люди с таким отношением, тогда, конечно, Бог должен призвать этих людей на Свою сторону. В этом отношении существуют два типа людей: те, кто правильно поступает без указаний Бога, и другие, кому нужно всегда сказать: «Сделай это, сделай то». Такие убежденные люди придут сами собой, чтобы пробудить уже существующие церкви к новой реальности.

Если существует философия, способная объединить веру и реальность, естественно, что эта философия завоюет мир. Такое время настанет.

Очень скоро такая идеология, центром которой является Бог, внезапно появится, чтобы объять всю Вселенную, охватывая все другие способы мышления. Сейчас жизнь веры кажется непостижимой и нереальной, но в действительности она реальна и вечна. Хотя реальность этого мира является очевидной и ее можно почувствовать, ей нельзя доверять, она эфемерна и непостоянна. Жизнь веры в Бога имеет драгоценное качество — постоянство. В этом смысле вера и реальность этого мира противостоят друг другу. Есть несколько аспектов, для которых это справедливо.

Во-первых, в жизни веры вы прежде всего должны быть признаны Богом. Во-вторых, вы должны в духовном смысле превосходить мудрецов и святых прошлого. В-третьих, даже если святые в ходе истории Божьего провидения не выполнили своих миссий, вы должны добиться успеха. И наконец, в прошлом Бог помогал человеку, показал правильный путь, теперь Он ждет от вас самостоятельных действий.

Хорошие сыновья и дочери добьются всего сами и возвратят это Богу, не прося Его о помощи. Таким образом, вы сами освободите Бога. Восстановление будет завершено, когда эти сыновья и дочери возродят Его из печали и принесут радость Небесному Отцу. Тогда Он почувствует, что подлинная чистая любовь снова возможна, как та, что существовала до грехопадения. Он будет счастлив принять Своих истинных сыновей и дочерей, с радостью открывая им Свое сердце.

Когда у вас неприятности, не просите Его о помощи. Вместо этого скажите: «Отец, помоги этому миру». Это отношение Сердца подобно тому, когда один из братьев говорит родителям: «Не заботьтесь обо мне, помогите другим братьям и сестрам». Такое отношение очень дорого родителям. Это довольно обычно для простой семьи, что такой сын, наверное, встанет рано, чтобы поговорить с родителями, пока другие дети еще спят. Так же и Божьи дети устанавливают хорошие взаимоотношения с Ним. Родители будут доверять такому ребенку многое, то же справедливо по отношению к Богу и Его детям. Такой сын станет центром, наследником, объектом для родителей. Они смогут доверять ему даже свои секреты. К таким же доверительным отношениям с Богом стремимся и мы. Свои страдания вы должны преодолеть сами. Трезво оцените свое положение и решайте, как действовать.

Почему вы, идя по улице, не смотрите на мир с точки зрения Бога? Вы должны замечать и плохие вещи, которые вам хотелось бы изменить, и хорошие вещи, которые вы хотели бы преумножить для вашей нации и человечества. Когда вы будете смотреть на мир глазами Бога, вы постоянно будете расти. Видя нестабильность политической ситуации, этот изменяющийся мир с позиции Бога, вы должны подумать: «Я собираюсь исправить то и это». И если никто больше не делает этого, думайте про себя: «Я сделаю это». Когда вы достигнете и сохраните такие отношения, автоматически ангелы и святые сами придут на помощь вам, даже если вы никогда не просили этой помощи у Бога. Куда бы вы ни направлялись, не волнуйтесь. Будьте совершенно спокойны, с вами все будет хорошо, даже в самых опасных ситуациях. С такой уверенностью вы можете преодолеть любые трудности. Тогда Бог, используя любую возможность: сны, видения, вдохновения, — откроет вам то, что произойдет в мире. Это очень поможет вам в этом мире перемен.

Мы все присутствуем при конце света. Зная это, мы должны отличаться от остального человечества. Мы на границе мира реальности, и поэтому должны быть готовы страдать больше других.

В прошлом жизнь веры сводилась к вере во что-то. В настоящее время ваша жизнь веры обретет подлинную реальность. Все возможно на этой стадии, далеко за пределами мира и эталонов веры прошлого. Люди веры прошлого на протяжении всей истории упорно трудились, но все хорошее, что было накоплено, им не принадлежало: они все отдали нам. Когда мы верим и воплощаем их надежды в реальность, их заслуги становятся нашими. Теперь ваши духовные достижения принадлежат вам, поэтому жизнь веры может быть жизнью реальности. Очень скоро начнется эпоха четырехмерного мира. Земля увидит много духовных феноменов, и весь мир испытает влияние духовного опыта. Область веры и мир реальности объединятся.

До последнего времени сатана и его последователи были доминирующей силой на земле. Сейчас мы должны утвердить верховную власть добра. Придут новые поколения, новая эра, новые цивилизации, и очень скоро у нас будет Царство Божье на земле. Идеологические системы прошлого оставили нам только идеалы. Но теперь та система, в которую мы верим, принесет реальные плоды. Мы должны гордиться тем, что в нашей вере есть нечто осязаемое — реальность, поднявшаяся высоко над концепциями и жизнью веры прошлого.

Из сборника «Новая надежда I» — 12 бесед преп. Мун Сон Мёна.