Один пастор, поддерживающий кандидата в президенты США Рика Перри, называет мормонов «сектой». Верно ли это? В чем состоит разница между «сектой» и «религией»? На это нелегко ответить. Многие считают, что они поймут разницу, когда увидят ее. Сайентология и Церковь Объединения преп. Мун Сон Мёна являются сектами, не так ли? А иудаизм и христианство — несомненно, религии.
Но в действительности ранних христиан считали сектой как иудеи, так и римляне; ислам долгое время считался средневековыми христианами лишь сектой; и конечно же многочисленные протестантские группы, от баптистов до квакеров, воспринимались остальными христианами как секты.
Более того, если согласно вашему определению «секта» — это группа, возглавляемая харизматичным и крайне эксцентричным лидером, считающим, что у него есть прямой доступ к божественному и проповедующим теологию, которая выглядит еретической и сумбурной в глазах традиционных религий, которые его окружают, то и христианство, и ислам, и буддизм в момент своего зарождения, безусловно, являлись сектами - вне всякого сомнения, иудеи тоже были сектой.
В этом, по моему мнению, и заключается разница между сектой и религией: около 100 лет. Если секта способна устоять в течение нескольких поколений, то мы называем ее «религией». До этого момента мы отвергаем ее как опасную угрозу подлинной религии.
Это может показаться кощунственным и циничным нивелированием данной разницы и, следовательно, религии как таковой. Но я не это имел в виду. Дело в том, что есть все основания уважать группу людей, которые способны сохранить свое представление о жизни в течение двух или трех поколений, и таких оснований нет в отношении групп, которые появляются и исчезают в течение одного поколения.
Для начала несколько очевидных выводов: группа, которая способна существовать на протяжении нескольких поколений, не может позволить себе такое саморазрушительное, репрессивное или антисоциальное поведение, которое так ужасает нас в сектах. Она, конечно же, не может проводить массовые самоубийства, и у ее будущего мало шансов, если она предписывает нездоровой образ жизни. Если она подавляет своих членов или участвует в нападках на непосвященных, то скорее всего, он распадется или станет предметом пристального внимания со стороны государственных властей. Поэтому для того чтобы стать религией, такая группа, имеющая общее видение того, чего желает Бог или что дает жизни смысл, скорее всего, разработает систему морали, аналогичную морали окружающего ее общества, и фактически объявит такую мораль основой своего учения.
Группе, которая способна существовать на протяжении нескольких поколений, также придется создать институты для передачи своих идей собственному молодому поколению. Но ни одна система, которая опирается на ужасные или крайне экстравагантные идеи, не способна сохранить преданность своего молодого поколения (оно, в конце концов, вступает в эту группу не благодаря некоему необычному личному опыту: оно рождается внутри этой группы, их необходимо убеждать в верности учения совсем не так, как их родителей). Также маловероятно, что такая группа сможет вдохновить к деятельности преподавательские кадры или помочь своим образовательным учреждениям гармонично разрешать административные и межличностные вопросы.
И наконец, группе, которая способна существовать на протяжении нескольких поколений, как правило, потребуется в достаточной мере увязать свое религиозное послание с убеждениями и практикой остальной части общества, чтобы ее члены смогли найти работу в таком обществе, поддерживать добрососедские и экономические отношения с окружающими и функционировать как его полноценные граждане. Все это требует от такой группы смягчить или по-новому интерпретировать более странные заявления и практики поколения ее основателей.
Конечно, именно это и осуществили мормоны. В настоящее время в глазах большинства американцев они являются религией, а не сектой. Возможно, когда-то они и были сектой, но эти времена прошли, по крайней мере, что касается равной респектабельности в поликонфессиональном обществе. Несложно понять, почему некоторые христиане традиционных конфессий, имеющие свою теологическую точку зрения, могут считать по-другому. Но им следует осознать, что с теологической точки зрения большинство христиан выглядят еретиками или язычниками для иудеев; бахаи выглядят еретиками, а христиане — идолопоклонниками для мусульман; а буддисты и индуисты считают друг друга глубоко заблудшими. Именно из-за этой разницы в восприятии и начинались религиозные войны, и одним из величайших достижений Америки является то, что вместо этого она допустила существование общества, в котором приверженцы различных религий могут жить вместе как граждане в мире и взаимном уважении, при этом имея резко отличные взгляды по теологическим вопросам.
Мы подрываем это замечательное достижение, когда обвиняем в принадлежности к «секте» своих сограждан, которые являются совершенно приличными и разумными в общественной жизни людьми.
Сэм Флайшекер
Газета «Балтимор Сан», 13 октября 2011 г.
(Автор является профессором философии в Университете Чикаго, штат Иллинойс)
Перевод: Кирилл Петуховский