Антология «Всемирное Писание и учение Мун Сон Мёна» — неординарное явление в современной философии и религиоведении, которое наверняка заинтересует специалистов и широкий круг читателей, которым не чужды идеи Бога, мира и гуманизма в современном мире. Сравнительный анализ священных текстов различных вероучений и основ учения д-ра Мун Сон Мёна, выдающегося философа, общественного деятеля и духовного практика — не только пища для любознательного ума, но и ответ на животрепещущий вопрос нашего времени и всех времен: как жить в гармонии с собой и миром, во что веровать?
Первое откровение, которое ожидает читателя — поразительная степень смыслового и духовного совпадения основных постулатов всех мировых религиозных вероучений. Второе – целостный, внутренне непротиворечивый взгляд д-ра Муна на сущностные основы бытия и основы современного мироустройства: Бог и творение, грех и спасение, жизненный путь, семья и общество, государство и мировой порядок. Философия объединения учит широте взглядов и терпимости, примиряет взгляды верующего человека с современными представлениями о модернизации, глобализации и диалоге цивилизаций и культур.
Редакторы издания на русском языке: Жак Марион, К.В. Крылов
ISBN 978-5-00077-170-9 (бумажная версия на русском языке)
Переводчики на русский язык: С.Л. Бервина, В.М. Емельянов, О.В. Коновалова,
К.А. Петуховский, Л.Л. Соколова, С.В. Темнышев. Корректоры: М.В. Денисова, Т.Ю. Фролова
Верстка и информационная обработка материалов: Д.В. Щербаков
К читателям, или Приглашение в мир мудрости
Более 100 лет назад Лев Николаевич Толстой писал: «Всем любящим истину надо стараться отыскивать не различия в религиях и их недостатки, а их единство и достоинство». Именно эти слова мне вспомнились, когда я читал книгу «Всемирное Писание и учение Мун Сон Мёна», которую сегодня издатели предлагают русскоязычным читателям. Эта книга является вторым томом знаменитой сравнительной антологии священных текстов «Всемирное Писание», выпущенной в 1991 году в Нью-Йорке и переведенной на русский язык в 1995 году.
Обе книги, вторая дополняет первую, поистине можно назвать Энциклопедией религиозной веры, ибо они не только знакомят читателей с доктринами различных религиозных учений, но и через фрагменты их Священных писаний позволяют сопоставить, сравнить между собой, что дает возможность получить давно искомые ответы на жизненные вопросы.
Первая книга была подготовлена при непосредственном руководстве преподобного Мун Сон Мёна, вторая – его учениками и последователями. Поэтому во втором томе делается основной упор на духовное наследие Мун Сон Мёна, безусловно, выдающегося религиозного деятеля современности, основателя Церкви Объединения, который всю свою жизнь посвятил идее единства и народов, и религий, поставив своей целью достижение глобального мира и осуществление таким образом вечного Божьего идеала творения.
Глобализация невозможна без понимания большинством, что только диалог различных регионов мира, различных народов, различных религий может приблизить к решению кардинальных проблем, или как писал русский поэт Велимир Хлебников: «Мы равенство миров, единый знаменатель. Мы ведь единство людей и вещей». Но глобализм имеет и обратную сторону — всплеск националистических, веронетерпимых настроений, поддерживаемый и раздуваемый некоторыми безответственными политиканами и их подручными религиозными фанатиками и экстремистами.
Сегодня в политической жизни значение национального и религиозного факторов все более возрастает. И это – естественно, ибо в строительстве любого государства большую роль играют исторически складывающиеся традиции, рост самосознания и национальной гордости, географические, культурно-бытовые условия и т.д. Определяющее воздействие на всё это оказывают экономические, политические и социальные факторы.
Однако у этого явления, как у медали, есть две стороны: одна – созидательная, другая – разрушительная. К последней относится гипертрофия национального чувства, доведенная до крайнего национализма или шовинизма. Как справедливо писал русский философ Владимир Соловьев в качестве предупреждения русским националистам: «Доведенный до крайнего напряжения, национализм губит впавший в него народ, делая его врагом человечества…»
Поэтому, думается, ни у кого не может вызвать возражения тезис о том, что только та идеология, философия, которая служит идее объединения, взаимопонимания людей, их нравственной общедуховности, является поистине общечеловеческой. Именно это, на наш взгляд, и есть главная суть социально-политического учения преподобного Мун Сон Мёна. Вот почему его идеи об устройстве мира находили и находят столь много сторонников в самых разных уголках Земли. И мне, как философу и религиеведу, человеку сугубо светскому, импонирует составляющая философии Объединения, та часть «Концепции головного крыла», которая указывает на то, что она не относится ни к правым, ни к левым, а объединяет и примиряет и тех и других, венчая их обоих.
Мун Сон Мён как никто другой прекрасно понимал, что Единая Истина никогда не откроет свои двери человечеству, пока оно будет идти к ней через конфронтацию. Более того, человечество вообще может погибнуть в огне межрелигиозных и межнациональных войн, так и не достигнув высот Истины, ибо полная и подлинная Истина бытия Человека в Мире проявит себя только тогда, когда свобода слова, свобода вероисповедания, веротерпимость, мировоззренческий плюрализм повсеместно станут доминирующими и будут не только востребованными, но реализованными в глобальном, общепланетарном масштабе. К счастью, это все больше и больше начинают понимать и религиозные деятели, и политики, а главное, простые люди всей планеты.
Несколько лет назад, будучи в городе Сеуле, мне довелось посетить дом-музей Мун Сон Мёна – маленький, очень тесный домик, где закладывались основы его учения и деяний, цель которых, по словам самого основателя, «покончить со страданиями Бога и человечества». Когда я осматривал весьма скромные экспонаты, мне приходили на ум слова замечательного русского философа Николая Бердяева о том, что «личность в человеке есть результат борьбы»; что «личности нет без работы духа над душевным и телесным составом человека»; что личность – это «боль, и многие соглашаются на потерю в себе личности, так как не выносят этой боли». И вдруг я понял, что именно эти слова философа как нельзя лучше отражают суть человека, который начинал свою деятельность в этом доме с шестью своими последователями, а сегодня о нем помнят как о крупнейшем религиозном и общественно-политическом деятеле нашей эпохи, глашатае истины и мира на Земле.
Все, кто хоть раз слушал выступления преподобного Муна, всегда убеждались в том, что он обладал невероятной харизмой. От него в зал шла какая-то особая энергетика, хотя никаких внешних эффектов не допускал. Он умел увлечь своим внутренним убеждением, своими идеями, и люди верили каждому его слову.
Для того чтобы более была понятна главная жизненная цель Мун Сон Мёна, приведу один пример. 11 сентября 2005 года. В этот день все делегаты, прибывшие в Нью-Йорк по инициативе Мун Сон Мёна на первую Ассамблею глобального мира «Время вызовов и перемен в глобальном управлении и гражданском обществе: от Советов мира – к миру в нациях», пришли на площадь бывшего торгового центра, чтобы на месте трагедии провести акцию памяти жертв терроризма. Это было незабываемо. В акции участвовало свыше 300 человек из более чем 100 стран мира. Все держали зажженные свечи. Представители самых разных конфессий и деноминаций прочитали молитвы, и каждый участник, каких бы убеждений он ни придерживался, дал мысленную клятву сделать все от него зависящее, чтобы такие трагедии больше не повторялись, чтобы из международного лексикона навсегда ушли такие слова, как «терроризм», «религиозная нетерпимость», «национальная рознь» и они были заменены словами «сотрудничество», «учет взаимных интересов», «веротерпимость», «диалог на равных».
Преподобный Мун прекрасно представлял те трудности и преграды, которые будут на пути воплощения его идеи. Ведь попытки объединения имели место быть и до него, и при его жизни. Еще во второй половине XIX века Владимир Соловьев в качестве идеи назвал «свободную теократию», или «вселенскую церковь», построенную на единстве всех христианских церквей. А конечный этап, по Соловьеву, это «Богочеловечество». Правда, и сам Соловьев писал: «Не в нашей власти решать, когда и как свершится великое дело всечеловеческого единения. Но поставить его себе как высшую задачу и служить ему во всех своих делах – это в нашей власти».
Мун Сон Мён не только поставил перед собой эту задачу, но и активно старался воплотить ее в жизнь. Думается, он глубоко и всесторонне изучил просчеты экуменического движения, прекрасные идеи которого не получили того понимания, на которые возлагались большие надежды.
Мун Сон Мён не пошел по пути навязчивой и горделивой утопии лишения всех религий их исторического многообразия, подгонки их под одну гребенку. Он пошел по очень трудному, но верному пути поиска всего того общего, что объединит все религии, не посягая на их исторические особенности. Он предложил диалог, а не искусственное отчуждение. Именно такому диалогу на равных посвящены и первая, и вторая книги Всемирного Писания.
Составителями обеих книг проделана огромная работа с первоисточниками: ими были подобраны тематические извлечения из таких великих писаний, как Библия и Коран, Ригведа и Законы Ману, Джаммапада и Атхарваведа, Упанишады и Бхагаватгита, Рамаяма и Махабхарата, Лунь юй и Дао дэ цзин, и т. д. Но если составители первой книги преследовали цель через антологию священных текстов дать сравнительный анализ, что позволяло им все извлечения, в том числе и высказывания преподобного Муна, давать вперемешку, то во второй книге составители шли по более четкому плану: вступление к каждому разделу и главе, извлечения из священных текстов, позиция Мун Сон Мёна по обозначенной теме.
Книга охватывает широкий спектр тем, распределенных по четырем частям: Бог и творение, грех и спасение, жизненный путь, семья и общество. Всего в книге 22 главы. Каждая часть и каждая глава предваряются небольшими, но очень содержательными вступлениями, что, безусловно, поможет читателям, особенно тем, кто до этого незнаком или знаком лишь поверхностно с учением преподобного Муна, глубже вникнуть в его суть и, главное, сопоставить с великими предшествующими учениями, ибо Божье провидение, как он считал, осуществлялось в непрерывной череде поколений, начиная от Адама, а значит, и в религиозных учениях предшествующих веков. В конце книги даны содержательные комментарии, которые помогут более правильно понять представленные фрагменты.
Часто спрашивают, каким образом Мун Сон Мёну удалось за столь короткий срок не только создать новую религию, но и завоевать сердца и умы миллионов людей. Думается, лучше всего на него ответила Мэри Пат Фишер в книге «Живые религии». «Конфуцианство, буддизм, шаманизм и христианство, – пишет она, – в достаточной мере присутствовали в культуре корейского народа, который не знал чувства религиозной исключительности. Для корейца естественно учиться в конфуцианской школе, обращаться к шаману, чтобы излечиться от болезни, и молиться в честь умерших в буддийском храме. Корейцы также обладают сильным чувством единства, а их мудрецы всегда стремились достичь гармонии религий».
Учение Мун Сон Мёна иногда называют «Божизмом», или «Концепцией головного крыла». Его «Божественный Принцип» учит, что 2000 лет назад проповедь Иисуса несла в себе то высшее духовное положение, которое люди могли в то время освоить. Но сегодня человечество ушло далеко вперед в своем развитии, и наступил такой момент, когда современному обществу нужен совершенно другой уровень познания, отвечающий духовным исканиям людей. И Церковь Объединения появилась на земле для того, чтобы «выполнить всемирную миссию по закладке основания». Поэтому она и стремится «включить в свое мировоззрение все исторические религии, выяснив их роль в истории». Но в отличие от сотен христианских деноминаций Церковь Объединения «сложилась не как одно из направлений христианства, а в результате нового откровения», поэтому она имеет все признаки самостоятельного вероучения с широким использованием мировоззрения всех исторических религий, особенно иудаизма и христианства. И это в книге «Всемирное Писание и учение Мун Сон Мёна» представлено объемно и весьма убедительно.
Верным помощником, соратником и другом Мун Сон Мёна всегда являлась его супруга Мун Хан Хак Джа. Вместе они разработали и осуществили большое количество социально и культурно значимых проектов, в том числе создали уникальную школу искусств «Маленькие ангелы» и балетную трупу «Юнивёрсал балет», которая буквально покорила весь мир; организовали Международный культурный фонд, цель которого – развитие международных контактов в области образования, науки, религии и культуры, Международный Религиозный Фонд, способствующий контактам и гармоничным отношениям между религиями, и т.д., и т.п. Это поистине титанический труд!
Мун Сон Мён призывал сохранять и приумножать атмосферу Любви, Сердечности, Взаимопонимания не только на словах, а в сердце каждого из нас.
Я приглашаю вас, уважаемые читатели, без каких-либо предубеждений внимательно и неторопливо прочитать «Всемирное Писание и учение Мун Сон Мёна». Уверен, что вы найдете в этой книге ответы на многие вопросы. И хочу воспользоваться приглашением великого суфия Ходжи Ахмеда Яссауи:
Благословляю Вас, жаждущих истины, единения И открытых разговоров с родственными душами.
Артур Игоревич Артемьев, религиовед, доктор философских наук, профессор
Предисловие
«Всемирное Писание и учение Мун Сон Мёна» издано на основе книги «Всемирное Писание: сравнительная антология священных текстов», опубликованной в 1991 году. Это издание вошло в анналы истории религиозной литературы как новаторское. Никогда прежде писания мировых религий не подвергались столь тщательному изучению с целью пролить свет на универсальность их постулатов и подчеркнуть общие черты. Ни одно из ранее осуществлявшихся исследований священных текстов не подчеркивало с такой наглядностью схожесть между религиями и созвучие между различными религиозными учениями.
Традиционные исследования рассматривают каждую религию по отдельности, анализируя их схожие и различные черты. Религии рассматриваются как продукт многообразия культур в контексте исторических предпосылок. Если судить со столь плюралистической и в каком-то смысле релятивистской точки зрения, получается, что вероучения различных религий абсолютно несовместимы. Подобная точка зрения отнюдь не способствует нахождению общих черт у религий и не учитывает тот факт, что за всеми религиями стоит одна движущая сила – Бог, Который любит людей и помогает представителям всех культур познать Его истину.
В прошлом было принято считать, что различия между религиями непримиримы и поэтому по мере развития истории на пути к глобализации и техническому прогрессу религии неизбежно придут в упадок и попросту исчезнут. Однако преподобный Мун Сон Мён подготовил издание Всемирного Писания, будучи твердо уверен в том, что в XXI веке религии должны сыграть ключевую роль в достижении мира на земле. Зная об основополагающей способности религии задавать направление культуре и мировоззрению, преподобный Мун с самого начала проповеднической деятельности говорил о необходимости межрелигиозной гармонии и единства – важного условия для достижения мира на земле.
В 1970-х годах, когда его Церковь распространила влияние как в странах Азии, так и на Западе, преподобный Мун стал финансировать ежегодные встречи, посвященные установлению диалога между религиями ради их примирения, – такие встречи, как Межрелигиозная ассамблея, проводившаяся в 1985, 1990 и 1992 годах. Именно после проведения первой ассамблеи он и разработал идею создания книги «Всемирное Писание: сравнительная антология священных текстов». Он заручился поддержкой редакционной коллегии, состоявшей из сорока выдающихся ученых, изучавших религии мира, и спустя шесть лет благодаря их поддержке эта книга была опубликована.
Несмотря на то, что взгляды и деятельность преподобного Муна, направленные на межрелигиозное единство, поначалу встретили непонимание и были восприняты как непрактичные и нереальные, сегодня люди повсеместно признают, что альтернативы у мира просто нет. Мы сталкиваемся с насилием и испытываем страх и беспокойство, вызванные страданиями и трагедиями нашего мира, поскольку глобальная взаимосвязь людей подорвана из-за напряженности в отношениях, причина которой – в постоянных разногласиях между различными религиями и культурами, а также в предубежденности и конфликтах.
Если зарождающаяся глобальная цивилизация мира сумеет пережить родовые муки, людям все же придется укрепить братские узы между различными культурами, и в особенности – между религиями. Однако для того чтобы привлечь религии к построению мира на земле, необходимо понять, что общего между этими религиями, то есть выявить их общие ценности. Эти общие ценности широко освещены в религиозных писаниях и активно практикуются верующими; более того, они опровергают экстремистские представления о фанатичности, нетерпимости и боязни разногласий. Общие ценности – это золотое правило, уважение прав каждого человека, умение владеть собой, нравственные ограничения, семья, милосердие, способность прощать и миролюбие, и все это – под милостивым владычеством Единого Бога.
Подчеркивая общие ценности, «Всемирное Писание» показывает, что на самом деле у различных религий очень много точек соприкосновения. Эта книга призывает верующих обращать больше внимания на сходные черты верований, вместо того чтобы фокусироваться на различиях. Она была издана в надежде на то, что верующие всех религий, узнав о том, что эти ценности – общие для всех, смогут освободиться от религиозной вражды и вместе с братьями по вере активно трудиться ради всеобщего мира.
Мун Сон Мён и его учение
Данная книга представляет собой второй том из серии «Всемирное Писание» и включает в себя фрагменты священных текстов и выдержки из учения преподобного Муна. Не будет преувеличением сказать, что его учение всесторонне охватывает множество тем, затрагиваемых религиями в нашем мире. Родившись в Корее – благословленной стране с глубокими корнями буддизма, конфуцианства и традиционных верований, пережившей стремительный рост христианства и появление ислама, – преподобный Мун с юных лет многое почерпнул из этих источников мудрости.
Его учение пронизано глубоким уважением к религиозным традициям. Чаще всего он подтверждает те или иные религиозные постулаты примерами из реальности современного мира. С некоторыми из постулатов он не соглашается и предлагает альтернативное объяснение. Нередко он берет традиционный религиозный постулат и придает ему новый, более высокий смысл.
Для многих людей, которые знают и уважают преподобного Муна за его межрелигиозную и миротворческую деятельность, данная книга станет открытием, она позволит ближе познакомиться с мировоззрением этого человека. Тем же, кто уже хорошо знаком с учением преподобного Муна, книга поможет увидеть глубокую связь между его учением и наследием мировых религий.
Несмотря на то, что Божья истина универсальна, каждая религия предлагает свой собственный путь поиска истины и ее практического воплощения в жизнь. Следовать по этому пути, ведущему к спасению и полному духовному просветлению, – величайшее благословение. Книга «Всемирное Писание и учение Мун Сон Мёна» подчеркивает великую мудрость мирового религиозного наследия и всецело поддерживает верующих, твердо придерживающихся избранного пути. Книга предназначена не для тех, кто рассматривает духовный путь с позиции дилетанта и из всего многообразия религий желает выбрать лишь то, что приятно и удобно лично для него. В этой книге верующему читателю рекомендуется избегать на своем пути ловушек слепого фанатизма и веры в исключительность и превосходство какой-либо религии.
Слова преподобного Муна нельзя приравнивать к рассуждениям ученого-религиоведа. Это слова великого духовного практика – человека, который воплотил в жизнь свое учение, проверил каждое слово на собственном опыте и теперь может провозгласить о том, что его учение – это путь, ведущий к Богу и Божьей любви. В то же время вы увидите, что животворная истина, которой учит преподобный Мун, во многом пересекается с учениями других вероисповеданий. Поэтому, рассматривая религии мира через призму учения этого человека, мы сможем углубить нашу веру и упрочить живительную связь с Высшей Сущностью, не впадая при этом в религиозный фанатизм.
Людям интересно, что за человек преподобный Мун и каков он в роли религиозного лидера; как он может ратовать за единство и гармонию в отношениях, если религии очевидно не в ладах друг с другом и между ними так много противоречий; зачем он с таким пылом вкладывается в межрелигиозную деятельность, в то время как другие, не менее посвященные религиозные деятели, с не меньшим пылом свидетельствуют людям и пытаются обратить их в свою веру. Ответ на эти вопросы – в его взглядах на Бога.
Бог в понимании преподобного Муна – это Бог любви и самопожертвования, всегда стремящийся отдать первым, всегда живущий ради других. Со времен трагического грехопадения прародителей человечества Бог отчаянно желал воссоединиться с нами. Для этой цели Бог основал религии, и каждая из них отражает Его усилия в деле спасения человечества. Более того, все созданные Богом религии, невзирая на культурные и исторические различия, несут в себе основополагающие элементы, отражающие Божественную природу любви и самопожертвования. Поэтому вполне естественно, что в религиях мира обнаруживаются общие ценности – причем не в одной или двух, а в очень многих.
Преподобный Мун считает, что главное в Боге – Его родительская любовь, которая проявляется в том, что Он создал религии с учетом множества разных культурных и исторических предпосылок, чтобы пробудить и воспитать человечество и помочь людям построить отношения с Ним. В этом смысле все религии мира – братья и сестры, члены одной Божьей семьи. Когда дети хорошо ладят друг с другом, родители счастливы и довольны. С какой целью религии должны учить о милосердии и взаимодействии с другими религиями? Прежде всего это необходимо для того, чтобы порадовать Бога, их общего Родителя, Который желает, чтобы Его дети жили в мире и согласии.
В этом суть революционных взглядов преподобного Муна, касающихся взаимоотношений между религиями. Религии должны действовать в соответствии с основополагающим желанием Бога, Родителя всего человечества, Чья любовь гораздо более возвышенна и всеобъемлюща, чем любовь людей. Желание нашего Родителя не в том, чтобы религии существовали как самоцель, словно их единственное назначение – посредством учений и ритуалов объединять последователей со Всевышним.
Религии также должны взаимодействовать друг с другом как братья и сестры. Вместо того чтобы отмежевываться друг от друга и даже воевать между собой, религии должны жить друг ради друга и стремиться к одной общей цели – совместными усилиями освободить мир: «Мы не должны преследовать лишь свои собственные интересы – наоборот, нам следует стремиться к благополучию других духовных групп. Религии должны идти путем самоотречения, самопожертвования и служения другим». Преподобный Мун воплощает все это в своей жизни уже более 87 лет.
Отличительные особенности данной книги
Список цитат из писаний различных религий, включенных в это издание, был значительно доработан и дополнен после первого выпуска Всемирного Писания. Во-первых, сюда вошли фрагменты священных текстов эллинистической греко-римской культуры. Преподобный Мун причисляет Сократа, явившего миру высокий образец классической философии и ставшего мучеником во имя истины, к величайшим святым нашего мира, таким, как Будда, Конфуций, Иисус и Мухаммед. Поскольку серия «Всемирное Писание» ставит целью подвести общую основу под учения всех религий, данный том издания дополнительно включает в себя высказывания классических философов, таких, как Платон, Аристотель и стоики. Несомненно, и в Афинах, и в Иерусалиме люди придерживались общих ценностей.
Во-вторых, эта книга расширяет замысел первого тома «Всемирного Писания» в части поиска решения проблем современности, включающих в себя трудности развития демократии, права женщин, значение свободы, справедливое распределение экономических благ, охрану окружающей среды, искусство и т.д. Преподобный Мун очень часто говорит о проблемах современного мира, предлагая свежие решения на основе вечных духовных принципов. Для более подробного анализа этой стороны его учения и его связи с мировым духовным наследием мы включили в эту книгу избранные высказывания известных людей, чья вера помогала им в общественной деятельности. Это Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг-младший, Далай-лама, Сьюзен Энтони, а также папские энциклики, наставники ислама, такие, как Руми и аль-Газали, и другие.
В-третьих, один из главных акцентов учения преподобного Муна – это Божье провидение, которое, как он полагает, осуществлялось в непрерывной череде поколений, начиная с Адама, Ноя и Авраама и переходя к Исааку с Иаковом, Моисею и Иисусу. Кроме того, Божье провидение включает в себя жизнь и учения Будды, Конфуция и Мухаммеда, чья роль заключалась в том, чтобы распространить по всему миру плоды ключевого направления в развитии провидения. Чтобы подробнее остановиться на данном аспекте учения, глава «Основатель» из книги
«Всемирное Писание» была переработана и дополнена, превратившись в главу «История Божьего провидения», в которой последовательно рассказывается о каждом из этих людей. В книгу также были включены письменные свидетельства о библейских персонажах, взятые из писаний трех авраамических религий.
Работа над переводом издания
В подготовке данной книги самой сложной задачей был точный перевод учения преподобного Муна. Это серьезный и трудоемкий проект, на который у редакторов и их помощников ушло два года. Корейский и английский языки так сильно отличаются друг от друга, что перевод с одного языка на другой крайне сложен; кроме того, словарный запас преподобного Муна поистине уникален, ведь преподобный Мун придает многим корейским словам совершенно особый смысл. К выполнению этой задачи приступили специалисты, обладающие навыками качественного и грамотного перевода и хорошо разбирающиеся в учении преподобного Муна.
Несмотря на то, что на английский язык переведены сотни томов проповедей преподобного Муна, эти переводы в большинстве своем некорректны. Многие из них представляют собой стенограммы синхронных переводов, сделанных прямо во время проповеди, когда переводчик был вынужден пересказывать своими словами очень сложные понятия и концепции. Иногда переводчик пытался слегка скорректировать суть сказанного, чтобы западные слушатели смогли лучше понять его; в основном это касается некоторых известных выступлений 1973 и 1974 годов. Поэтому неудивительно, что примерно 80 процентов английских переводов, выбранных для публикации в данной книге и сверенных с корейскими оригиналами, пришлось переводить заново.
Американские и корейские редакторы во время еженедельных встреч пересматривали переводы, уточняли спорные моменты и в результате получили текст, отвечающий критериям точности перевода и правильности английского языка. Тем не менее, ни один перевод не может быть признан совершенным: в переложении с одного языка на другой, с одной культуры на другую и с одного мировоззрения на другое всегда что-то теряется или неверно понимается. Редакторы приносят свои извинения за возможные ошибки, неточности и другие недостатки своей работы.
Наши благодарности
Издание книги «Всемирное Писание и учение Мун Сон Мёна» не осуществилось бы без поддержки и труда множества самоотверженных людей, которым мы хотели бы выразить признательность. Прежде всего, мы благодарим д-ра Эндрю Уилсона, который с искренней посвященностью возглавил этот проект, начиная с первого тома «Всемирного Писания», за его глубинные познания и мудрое руководство, проявленные в составлении этой книги и ее подготовке к изданию.
Также хотелось бы поблагодарить д-ра Теодора Шиммё и О Хи Хун Стэндарда за руководство проектом и за невероятный объем работы, которую они проделали ради достижения максимальной точности перевода учения преподобного Муна – перевода, сохранившего суть исходного языка и представляющего собой грамотную и адекватную английскую версию.
Мы также признательны всем, кто дополнил издание новыми цитатами из писаний различных религий, тем самым восполнив пробелы, существующие в первой части «Всемирного Писания». Это Элио Роман, д-р Мухаммад Хабаш, д-р Томас Селовер, Дэвид Итон, д-р Чарльз Селенгут, Марк Кэллахен и д-р Дитрих Зайдель. Кроме того, мы хотим еще раз поблагодарить редакторов и всех, кто внес свой вклад в создание первого тома Всемирного Писания, который лег в основу этого проекта.
И еще мы благодарны д-ру Джин Сон Бэ и возглавляемой им группе корейских ученых – д-ру Ён Тэк О и профессору университета Сон-Мун Ли Дже Илю – людям, подготовившим ключевые цитаты из многотомного собрания речей преподобного Муна.
Мы также признательны О Хян Хва, Тиму Элдеру, Ким Им Сону, Ён Э Коттеру, Юн Че Мун Сук и Ким Мичико, приложившим искренние усилия к переводу этих цитат с корейского языка на английский; Джулиану Грэю, д-ру Клинтону Беннетту, д-ру Дэвиду Карлсону, Дэвиду Фрейзер-Харрису и Ким Кён Хо, давшим ценные советы по многим редакторским и переводческим вопросам; д-ру Томасу Уолшу и сотрудникам Федерации за всеобщий мир, предоставившим организационную поддержку, а также д-ру Тайлеру Хендриксу и Теологической семинарии Объединения за их плодотворное сотрудничество и д-ру Гордону Андерсону и Джеффу Андерсону, трудившимся над составлением и публикацией книги, взявшим на себя нелегкий труд по получению разрешений на публикацию и сделавшим все возможное и невозможное для того, чтобы уложиться в крайне сжатые сроки.
Издатель
СОДЕРЖАНИЕ
К читателям, или Приглашение в мир мудрости
Предисловие
От переводчиков, составителей и редакторов русскоязычного издания
Молитвенное обращение
Часть 1. Бог и творение
Глава 1. Бог
Познание Бога
Единый Бог
Не имеющий формы, невидимый, таинственный
Трансцендентная Сущность
Всевластный и всемогущий
Всеведущий и вездесущий
Имманентный, обитающий в глубине наших сердец
Неизменный и вечный
Первопричина
Великодушие Бога
Божьи любовь и сострадание
Творец
Небесные Отец и Мать
Глава 2. Истина и вселенский закон
Вечная истина
Нравственный закон
Золотое правило
Десять заповедей
То, что превыше закона
Дуальность
Взаимозависимость
Причина и следствие
Глава 3. Цель жизни человека
Принести радость Богу
Образ Божий
Божий храм
Сыновья и дочери Бога
Ценность человеческой жизни
Совесть и врожденная склонность к добру
Совершенство
Радость
Глава 4. Божье творение и творческое начало человека
Святость природы
Уважительное отношение к жизни
Природа как учитель
Микрокосм и макрокосм
Владыка творения
Управление
Красота
Способность к творчеству и искусство
Здоровье и болезни
Глава 5. Жизнь после смерти и духовный мир
Духовный мир
Бессмертная душа
Подготовка к вечности
Сновидения
Переход в мир иной
Суд Божий
Небеса
Ад
Ангелы
Духи умерших
Реинкарнация
Духовные заблуждения и оккультизм
Объединение небес и земли
Часть 2. Грех и спасение
Глава 6. Зло, грех и грехопадение человека
Грехопадение человека
Каин и Авель
Дьявол и его активность
Грех
Унаследованный грех и карма
Коллективный и исторический грехи
Эгоистичные желания и падшая природа
Внутренняя война
Эгоизм и гордыня
Невежество и атеизм
Идолопоклонство и материализм
Страдания
Божья скорбь
Глава 7. Спасение, освобождение, просветление
Божья милость
Прощение
Искупление
Просветление
Освобождение
Пустота – нирвана
Духовное единение
Исцеление
Очищающий огонь
Помощь и освобождение
Обращение вспять и восстановление
Возрождение
Воскрешение
Вечная жизнь
Всеобщее спасение
Глава 8. Религии
Цель религии
Истина одна, а путей ее познания много
Веротерпимость, свобода вероисповедания и межрелигиозная солидарность
Шаманизм, политеизм и анимизм
Буддизм
Конфуцианство
Иудаизм
Христианство
Ислам
Глава 9. История Божьего провидения
Основатели религий, пророки и святые
Ной
Авраам
Исаак
Иаков
Иосиф
Моисей
Женщины в Библии
Будда
Конфуций
Иисус
Мухаммед
Глава 10. Эсхатология и ожидание Мессии
Время бедствий
Страшный суд
Новое откровение
Как узнать день пришествия Господа
Мессия
Царство Небесное
Часть 3. Жизненный путь
Глава 11. Духовный рост, ответственность и судьба
Духовный рост
Периоды жизни
Развитие добра
Принятие решений
Добро и зло
Личная ответственность
Предопределение
Совокупность Божьей благодати и усилий человека
Подготовка к доброму началу
Настойчивость и терпение
Глава 12. Нравственность
Самоконтроль
Сдержанность
Честность и порядочность
Праведность
Искренность и целостность
Честность
Бдительность и осторожность
Сдержанность в словах
Умеренность
Скромность
Целомудрие
Сдержанность и умеренность
Глава 13. Любовь
Истинная любовь
Жизнь ради других
Жертвенная любовь
Всеобъемлющая любовь
Любить своих врагов
Прощение
Доброта
Добрые поступки
Отдавание и принятие
Милосердие
Гостеприимство
Главная заповедь
Глава 14. Мудрость
Первичные основы образования
Стремление к знаниям
Традиции
Священные писания и их толкование
Интеллектуальные познания и духовная мудрость
Учитель
Наставничество
Учеба и практика
Глава 15. Вера
Вера
Свидетельствование
Надежда
Уверенность
Благодарность и чувство долга
Страх Господень
Сомнения
Лицемерие
Ересь
Споры с Богом
Испытания
Глава 16. Молитва и служение Богу
Молитва
Медитация
Прославление Бога
Преданность
Чистота намерений
Пожертвования и десятина
Обряды и ритуалы
То, что превыше всех обрядов
Глава 17. Смирение и жертвенность
Призвание и миссия
Смирение и послушание
Самопожертвование
Борьба со злом
Гонения
Мученичество
Глава 18. Покорность и самоотречение
Покорность
Подставить другую щеку
Раскаяние
Не судите
Самоотречение
Подчинение желаний плоти
Отсутствие привязанности к богатству и материальным ценностям
Уход от семьи и близких людей
Уход от мира
Аскетизм, монашество и безбрачие
Часть 4. Семья и общество
Глава 19. Семья
Основополагающая модель жизни
Сыновняя почтительность
Любовь братьев и сестер
Дружба
Супружеская любовь
Этика супружеской жизни
Родительская любовь
Любовь бабушек и дедушек
Глава 20. Общество
Семья – краеугольный камень общества
Нравственные устои общества
Патриотизм и общественное служение
Труд
Свобода
Равенство
Права женщин
Справедливость
Справедливое распределение экономических благ
Единство и общность
Граждане мира
Глава 21. Лидерство и управление
Богобоязненное лидерство
Праведное лидерство
Образцовое лидерство
Правительство – для народа
Закон и наказания
Пророки и провозвестники
Глава 22. Мирный мир
Мир от Бога
Мир в душе
Примирение и миротворчество
Возмещение ущерба
Тщетность войны
Расцвет и упадок наций
Мир во всем мире
Примечания
Список литературы