В Южной Корее в ночь на 3 сентября в возрасте 92 лет умер основатель Церкви Объединения Мун Сон Мён. Причиной смерти корейского миллиардера, называвшего себя мессией, стало обострение пневмонии. Его церковь насчитывала сотни тысяч последователей, бизнес — миллиарды долларов, а сам Мун был знаменит благодаря массовым церемониям бракосочетания, во время которых в брак вступали одновременно десятки тысяч человек. Прославившись на этом поприще, Мун вошел в книгу рекордов Гиннеса, но интересы его простирались гораздо дальше проводимых обрядов.
Один из первых корейских миллиардеров, Мун водил дружбу с мировыми лидерами, хотел реформировать ООН, его называли благотворителем и корейским шпионом в США, а бизнес его достиг невероятных размеров — мессия был самым настоящим «владельцем заводов, газет, пароходов». Ему принадлежали судоверфи в Южной Корее, автомобильный завод в Северной Корее, около десятка газет в нескольких странах мира. Про такие мелочи как университеты, гостиницы, балетные труппы и футбольные команды, можно было бы и не упоминать, но все же можно — исключительно как штрихи к портрету.
Самопровозглашенный мессия прожил долгую, яркую и весьма насыщенную жизнь. Он дружил с лидерами Северной Кореи и президентами США, несмотря на то, что отсидел в тюрьмах обеих стран. Ким Чен Ир на день рождения посылал ему цветы и часы Rolex, а Джордж Буш-старший выступал на одном из его мероприятий с участием почти тысячи гостей. В его советниках числился экс-министр экономики США Роберт Андерсон, будучи на пике своего могущества Мун поддерживал Ричарда Никсона в разгар Уотергейтского скандала, а в 1990 году разъяснял Михаилу Горбачеву, как быстрее покончить с коммунизмом в СССР.
Мун также планировал реформировать ООН, считая, что организация не справляется с задачами достижения мира во всем мире, а также с решением национальных, религиозных и расовых конфликтов. С целью обновления ООН он создал в 2005 году Федерацию за всеобщий мир, которая имеет консультативный статус в Экономическом и социальном Совете ООН и объединяет под своей эгидой лигу послов мира в количестве ста тысяч высокопоставленных лиц. Стоит отметить, что всеми этими свершениями Мун занимался без отрыва от своей основной деятельности. Впрочем, довольно проблематично определить, какую сферу деятельности Муна следует выдвинуть на первый план — строительство финансовой империи или секты, объединяющей сотни тысяч, если не миллионы прихожан.
Начать все-таки стоит с нематериального. Основанная им в 1954 году Церковь Объединения (также известная знатокам как Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства), по оценкам церковной администрации, насчитывает около трех миллионов последователей по всей планете, в том числе сто тысяч человек в США. Бывшие члены секты полагают, что цифры сильно завышены и в лучшем случае у Муна по все планете наберется едва ли сто тысяч «прихожан». Критически настроенные историки религиозных объединений и вовсе утверждают, что даже на пике своего могущества Мун мог считаться духовным отцом не более чем 50 тысяч человек. Хотя, например, по данным корейских СМИ, на одной из «церемоний благословения» (так назывались обряды массового вступления в брак) на Олимпийском стадионе в Сеуле Мун одновременно связал узами брака тридцать тысяч желающих.
Такие церемонии стали главной отличительной чертой Церкви Объединения, они отражали веру Муна в способность брака спасти человечество. Его не очень, прямо скажем, стройное религиозное учение, которое, по сути, стало компиляцией идей христианства, конфуцианства и буддизма, базировалось на следующем тезисе: отношения родителей и детей являются моделью отношения Бога и людей, а создание совершенной семьи было целью творения. Но все испортило грехопадение Евы, которая вследствие греховной связи с «архангелом Люцифером», то есть сатаной, родила Каина, что извратило идеал настоящей любви. Для спасения человечества Бог послал на землю мессию Иисуса. Но современники не просто не поняли его идеи, но и распяли до того, как тот успел создать семью и собственным примером показать людям дорогу к истинной любви. Далее следуют различные истолкования фигуры Христа, чья позитивная роль Муном не оспаривается. Проповедник даже сохраняет за Иисусом его божественную природу, но не считает Богом. Именно в этом и состоит одно из важнейших противоречий его учения с христианством.
Еще одно узкое место учения Муна состояло в том, что создание истинных семей и наступление царства небесного должно наступить не раньше, чем после второго пришествия мессии. Однако по логике этого же учения выходило, что пришествие, собственно, уже состоялось, а роль мессии Мун скромно отвел себе. Он провозгласил себя «истинным отцом» человечества, а свою жену (никто, разумеется, не может сказать точно, какую по счету, хотя она считается второй, а прочие признаны апокрифическими) Хан Хак Ча — «истинной матерью», соответственно. Эта неунывающая пара и проводила массовые обряды по всему миру. Семейный подряд начал совместную деятельность в Сеуле, обвенчав в 1960 году всего лишь 36 пар разом, но дело набирало оборот в геометрической прогрессии: в 1975 году они провели 1800 бракосочетаний, в 1982-м — 6000, через десять лет уже тридцать тысяч, а в 1997-м — ни много ни мало 36 миллионов обрядов. Последнее мероприятие подобного рода Мун устроил в 2009 году в Сеуле, в церемонии приняли участие сорок тысяч человек. После этого он отошел от дел, передав управление церковью одному из своих сыновей. Впрочем, среди несметного количества потомков Муна нашелся еще один сын, который подал на брата в суд и пытается оспорить у него право наставлять паству массово брачующихся.
Мун на протяжении долгого времени пытался установить контакты с христианскими лидерами, но их, разумеется, смущало несвоевременное второе пришествие в лице корейского магната, и от сотрудничества они отказывались. В последние годы Мун, правда, несколько умерил свои амбиции и на вопрос: «А правда ли, что вы мессия?» — отвечал: да, дескать, но и вы тоже.
Может быть, оно и так, и все мы немножко мессии, но не всякого смертного в день рождения, пусть даже и в девяностый по счету, поздравляет тысяча высокопоставленных лиц, среди которых Барак Обама, Ким Чен Ир и бывший японский премьер Ясухиро Накасонэ. В том же 2010 году сенат штата Джорджия принял резолюцию о праздновании дня рождения Мун Сон Мёна и его жены. А ранее, в 2004 году, произошла не менее поразительная история: в здании Сената США конгрессмен Дэнни Дэвис водрузил Муну на голову корону, после чего тот перед членами Конгресса США как бы невзначай провозгласил себя «мессией, спасителем, господом второго пришествия и истинным родителем». Словом, любил мессия покуражиться, что греха таить. А его долгий и непростой жизненный путь — тому подтверждение.
Мун родился в 1920 году в городе Чонджу, на территории нынешней Северной Кореи, которая тогда входила в состав Японской империи. В его крестьянской семье исповедовали диковинную смесь буддизма, конфуцианства и народного шаманизма, сам он в подростковом возрасте обучался в конфуцианской школе, а после того, как его родители стали членами местной пресвитерианской общины, преподавал в воскресной школе, откуда впоследствии был исключен за ересь. Маленький Мун изучал тексты Священного Писания и мало-помалу начал интерпретировать их на свой лад. А в возрасте 15 лет, по его словам, он удостоился откровения от самого Христа. В частности, Иисус при личной встрече повелел ему возложить на себя особую миссию.
Но к выполнению миссии Мун приступил не сразу. Сперва он поехал в Сеул, чтобы закончить учебу, затем изучал инженерное дело в Токио и начал проповедовать свое учение лишь в середине 1940-х годов. В 1946 году Мун основал «Церковь широкого моря», которая стала прообразом будущей грандиозной секты. Однако коммунисты, которые после Второй мировой войны при поддержке СССР пришли к власти в северной части Кореи, не разделяли его духовных поисков и в 1948 году отправили сектанта на пять лет в концлагерь, откуда его через два года, после начала Корейской войны, освободили силы ООН. Эти два года принудительных работ на угольной шахте навсегда отвратили Муна от симпатий коммунистическим идеям, хотя, как отмечалось выше, с лидером КНДР Ким Чен Иром он находился в дружеских отношениях.
После освобождения Мун перебрался в Южную Корею, где в 1954 году и основал «Церковь Объединения», которая к концу следующего года насчитывала уже 30 отделений по всей стране. Но на Юге Мун со своими идеями также пришелся не ко двору, и его попытались нейтрализовать: в 55-м против него выдвинули обвинения в аморальном поведении, изнасиловании, извращениях и даже двоеженстве. Муна отпустили из-под следствия через три месяца, но после этого эпизода он понял, что единственным средством для защиты самого себя и своих последователей могут быть только деньги. Об источнике его благосостояния ничего не сообщается, как правило, встречаются лишь косвенные намеки на то, что при составлении первоначального капитала не обошлось без денег последователей. И, судя по всему, это был довольно мощный ресурс — по крайней мере, миру неизвестно о том, чтобы родители-крестьяне оставили Муну в наследство миллионы. Нет и сведений о том, что он играл на бирже или завладел нефтяными скважинами. Видимо, все же помогли прихожане — другого объяснения внезапно свалившемуся на Муна богатству нет.
Проповедник-сектант стал скупать в Южной Корее судоверфи, фирмы по производству автомобильных запчастей, курортные гостиницы и газеты. По некоторым данным, Мун стал первым в стране миллиардером. Параллельно он занимался и богословской деятельностью: в 1957 году вышло первое издание его книги «Божественный принцип», в которой излагались основы вероучения, а с конца 50-х годов церковь Муна стала посылать миссионеров за границу. В начале 1970-х он перебрался в США, где продолжал работать на два фронта: читал проповеди, проводил церемонии бракосочетания (одна из наиболее знаменитых прошла в 1982 году в Мэдисон-сквер-гардене, когда в брак единовременно вступили 2000 пар) и одновременно скупал недвижимость. В 1972 году Мун получил вид на жительство в США, после чего приобрел участок для постройки резиденции стоимостью несколько сотен тысяч долларов. По словам его бывшей невестки, сбежавшей от пьяницы-мужа, который ее избивал, в доме у свекра-предстоятеля была бальная зала, две столовых с прудом и водопадом, на кухне стояли шесть печей для приготовления пиццы, а на верхнем этаже — дорожка для боулинга.
Мун попытался построить медиа-империю: в 1982 он основал газету консервативного толка The Washington Times, в 2000-м купил одно из крупнейших информационных агентств United Press International, ему также принадлежали издания в Южной Корее, Японии, Греции, ЮАР и странах Латинской Америки. В США он стал владельцем журналов Golf Style, Insight on the News и телеканала American Life TV. В Америке он вовсю занимался бизнесом, в основном связанным с ловлей рыбы и добычей морепродуктов. Его предприятия фактически монополизировали этот рынок и поставляли продукцию в сеть из 9000 ресторанов японской кухни, которая также принадлежала ему.
Но дело не ограничивалось суши. Мун проник в сферу ювелирного дела, торговлю пушниной, занимался операциями с недвижимостью. Он скупал владения в Нью-Йорке, включая отель «Нью-Йоркер» на Манхэттене и расположенный неподалеку «Манхэттен Центр». Ему принадлежали несколько университетов в Корее и Бриджпортский университет в США, спасенный им от банкротства. В его империю входили больницы, футбольные команды и балетные труппы. И, наконец, зимние Олимпийские игры 2018 года Южная Корея будет принимать на принадлежавшей Муну горнолыжной базе Ёнпхён.
В США ему тоже пришлось посидеть в тюрьме. В 1982 году пастору-бизнесмену, в то время, когда он находился за пределами США, предъявили обвинение в неуплате налогов. Мун прилетел в Америку, несмотря на риск оказаться за решеткой, и был осужден на 18 месяцев, но вышел досрочно. В Штатах его, кстати, нередко обвиняли в шпионаже в пользу Южной Кореи и лоббировании ее интересов.
Мун Сон Мён был фантастическим средоточием противоречий. Он явно любил свою страну, заботился о ней и развивал ее промышленность, но жить предпочитал в США. Он проповедовал любовь, но был известен как жуткий гомофоб. Несмотря на его веру в семью, постоянством явно не отличался и нажил невероятное количество детей от разных женщин. Ну и с христианским идеалом нестяжательства его бизнес-империя тоже сочеталась не очень хорошо. Этот решительный человек стал знаменит на весь мир благодаря придуманным им ритуалам с массовыми свадьбами, пик его популярности пришелся на всплеск интереса на Западе к восточным религиям и мистике: в одной обойме с «Церковью Объединения» находились Харе Кришна, медитации и первые вылазки на Гоа. Мун утверждал, что любовь и брак спасут человечество. Однако до сих пор неясно, во что он верил больше: в спасительную силу свадеб или денег?
Источник: Лента Ру, 4 сентября 2012 года
Примечание: утверждение журналиста издания «Лента Ру» о том, что Мун Сон Мён «нажил невероятное количество детей от разных женщин» является ложным, не соответствующим действительности. В своей автобиографии преп. Мун Сон Мён рассказывает о неудачном первом браке и о своем втором браке (1960 г.), в котором у него родилось 14 детей от г-жи Хак Джа Хан Мун. Вместе они прожили более 50 лет насыщенной событиями жизни.
К сведению читателей, статья «Мессия из трущоб — Умер основатель Церкви Объединения Мун Сон Мён» содержит в себе диффамацию (распространение не соответствующих действительности