Преподобный Сон Мён Мун: человек и миф

Чон-Фан Куак
Для меня он — как гора, так высок, что мой взгляд не охватывает его целиком, если смотреть лишь на уровне глаз. Он также похож на океан — его глубина не поддается измерению. И какое бы описание я ни придумал, меня не оставляет чувство неловкости, оттого что я никогда не смогу в полной мере раскрыть сущность этого человека.

Я очень близко знаю преподобного Муна последние двадцать лет. Но когда я задумываюсь над тем, сколько я действительно о нем знаю, мне приходится признать, что на самом деле я знаю совсем немного. Я ничуть не лучше отчаявшегося альпиниста, который, твердо решив пройти крутыми нехожеными тропами и достигнуть вершины, даже не успел окинуть взором всю гору с высоты птичьего полета: и передо мной по-прежнему возвышается этот непокоренный пик. Я уверен только в одном: чем выше я поднимаюсь, тем более сознательным я становлюсь, мои глаза радуются последовательности различных ландшафтов, приходящих на смену друг другу: то очаровательных, захватывающих дух, то внушающих ужас, то подчас возвышенных. Признаюсь, что и сегодня я все еще продолжаю подниматься.

Оглядываясь назад, я не могу не чувствовать, к своему удивлению, не оставившему меня через столько лет, что сцены, с которыми я сталкивался до сих пор, относятся лишь к одному склону этой горы, с присущими ей красотой и гармонией. Годы идут, а это мое убеждение становится все сильнее.

Каждый раз, когда я добираюсь до нового плато, оказывается, что впереди виднеется еще вершина или могучий утес. Полюбовавшись издалека гигантским бурлящим водопадом, я, естественно, предполагаю, что передо мной откроется озеро, глубокое, с кристально чистой водой, таинственное и возвышающее дух.

Я очень хочу узнать преподобного Муна лучше. Я “испиваю” от этого человека и чувствую все большую жажду, мое желание неутолимо. Как бы мне хотелось постичь внутренний механизм его сердца! Иногда он кажется невероятно сосредоточенным, словно, находясь в центре бескрайнего океана, смотрит за горизонт! Чего бы я ни отдал за то, чтобы лишь прикоснуться к его тени, когда он вдруг закатывается смехом! Чтобы он ни делал, он пунктуален и всегда начеку, но при этом очень чувствителен. Вообще, я склонен заглядывать везде: в любой незаметный уголок, в любой закоулок тех редких моментов, когда он бывает один, чтобы поймать хоть намек на его стиль жизни без прикрас. Более того, я был бы счастлив открыть для себя, что скрывается “внутри” преподобного Муна. Он один из тех, кто пребывает на этой земле, еще не вполне готовой принять его таким, каков он есть на самом деле. Часто, когда нам приходится сталкиваться с преподобным Муном лицом к лицу наедине, у меня возникает чувство неловкости. Молчание милостиво нарушает он. Когда он сидит, прикрыв глаза, погруженный в раздумья, я теряюсь и не знаю, что мне делать. Я не знаю, как избавиться от неизбежного чувства, что он намного выше меня, и от беспокойства, что я вообще не смогу настроиться на его лад. Не удивительно, что человек, о котором я взялся написать, слишком неуловим и сложен для описания. И в таких условиях я хотел бы предложить краткий очерк о человеке, собравшем нас вокруг себя и бросившем свой жребий. В то же время я должен оговориться, что эта лишь мое видение — через непрозрачную и несовершенную призму моих чувств и моего понимания.

Как выглядит преподобный Мун

В “Истории Церкви Объединения” господин Куанг-Юл Ю, ответственный по делам культуры главного центра Церкви Объединения в Сеуле (Корея), так описывает внешность преподобного Муна:
“Наделенный с раннего детства здоровым и сильным телосложением, преподобный Мун, можно сказать, выделяется из толпы. Его лицо, чуть великоватое относительно его тела, никому не кажется обыкновенным или грубым; наоборот, высокий лоб, маленькие глаза и длинная широкая переносица придают его лицу четкость очертаний и гармонию.

Кисти рук, мощных и крупных, — маленькие и выразительные, но при этом ловкие и сильные, его ступни невелики, но ноги тоже сильные и быстрые. Когда он идет, шаги его спокойны и неторопливы, поступь твердая и исполненная достоинства. Но тот, кому случается идти рядом с ним не отставая, вдруг ощущает, как на самом деле быстро он ходит. И правда, обычный человек едва поспевает за ним.

Что касается выражения лица, то оно всегда полно душевного тепла, мягкости и человечности, сочетаясь с сильной волей и чувством собственного достоинства.

Когда он двигается, его движения полны природной грации и свободы, его манеры говорят о беззаботной щедрости; за всеми этими качествами легко угадываются его искренность и серьезность, ни с чем не сравнимая наблюдательность, непоколебимая уверенность в себе, все это приковывает (вовсе не требуя) немедленное внимание со стороны всех окружающих, попадающих под действие его силы и авторитета”.

Я не мог бы более точно описать внешность преподобного Муна.

“Стиль” и “личное обаяние” преподобного Муна

Преподобный Мун родился со своим “стилем”. Если бы Бог задумал “улучшить” его внешность для большего эффекта, Он, наверное, не решился бы что-либо добавить или, наоборот, убрать. Вообще все его движения отражают его “стиль”, “флер”, “личное обаяние”. Когда он проповедует, его мужественный голос, звучный и глубокий, будоражит сердца всех его слушателей, легко вызывая у них слезы или возгласы ликования. Когда собрание небольшое, он часто поет и показывает нам свои интерпретации танца. Я уверен, что все, что бы он ни делал, имеет отпечаток его прекрасного в своей уникальности “стиля”.

Его самая основная отличительная черта — широта души. Когда его пригласили обратиться к членами палаты представителей США, он сказал:

“За последние 14 месяцев я становился все более противоречивый фигурой для средств массовой информации и по всей стране мое имя красовалось в заголовках газет. Некоторые журналы даже публиковали истории о моем Движении и помещали на обложках мои фотографии. Я польщен, что на некоторых снимках вышел красивее, чем в жизни, и при том, что я ни пенни не плачу за рекламу, из меня делают знаменитость. Не знаю, как их достойно отблагодарить”.

Этим он сразил своих слушателей! Его острое чувство юмора, полное человечности, мгновенно растопило лед напряженности в аудитории. Когда смех стих, публика стала более восприимчивой к его словам.

Когда он выходит куда-либо в своей обычной одежде — рубашке с расстегнутым воротником и темных очках, его останавливают незнакомые люди, будь то в крупном универмаге большого города или в каком-нибудь захолустном городишке, и неизменно спрашивают: ”Вы не преподобный Мун?” Загадочно улыбаясь, он неясно отвечает “Может быть...” своим естественным обворожительным голосом. Есть своеобразный шарм в том, как он себя ведет в разных ситуациях.

В 1974 году, когда он только начал обращаться к аудитории в Мэдисон Сквэар Гарден, несколько крикливых и шумных клакеров, собравшихся у подиума, стали провокационными выкриками в его адрес мешать аудитории, отвлекая ее. Пока вежливый(!) полицейский выпроваживал этих людей из зала, — это заняло достаточно много времени, — члены Движения Объединения испытали весь спектр чувств — от раздражения до гнева. А преподобный Мун оставался спокойным и собранным. Он лишь объявил, что собирается спеть “На горе цветут цветы, цветут цветы...” С глубоким чувством он исполнил корейскую песню “Сан Ю Фа”. Это можно назвать его “стилем”, “флером”, “личным обаянием”, “невозмутимостью”, “артистизмом”, “величием”. Что бы это ни было, в каждом сердце была задета нужная струна. Все тридцать тысяч слушателей были глубоко тронуты. Когда песня закончилась, воцарилась тишина, аудитория замерла в трепетном благоговении. Не было ни одного члена нашей Семьи, который бы не оказался растроганным до слез, люди увидели в этом инциденте провиденциальное мановение руки Господа, пришедшего на помощь ради исполнения Своей воли. Благородный образ преподобного Муна, возвышающегося на подиуме, неизгладимо запечатлелся в памяти всех членов Семьи.

Свободный и непосредственный в поведении, преподобный Мун — большой любитель природы. Его ближайшим сподвижникам и последователям достаточно хорошо известно, как он любит и ценит природу, как часто кажется очарованным красотой и загадочностью этого Божьего творения. Часто можно видеть, как он сидит, любуясь травой и листьями, ставшими изумрудно-зелеными в лучах раннего апрельского солнца. Однажды, указывая на нежный лепесток цветка в букете, украшавшем обеденный стол, он воскликнул: ”Ведь есть же глупцы, которые, видя изысканную красоту такого цветка, все-таки отрицают существование Бога!”

Все, кто тесно сближается с преподобным Муном, обычно влюбляются в его человечность и душевное тепло. Бессчетное число раз людям приходилось видеть, как он слушает рассказ о жизни веры какой-нибудь старушки, внимательнее, чем любой из присутствующих, хотя, может быть, он уже неоднократно его слышал. Когда преподобный Мун проверял местные отделения Церкви Объединения в сельских районах Кореи, его можно было часто видеть в обществе старого крестьянина, с которым он часами мог смеяться и обсуждать различные сельскохозяйственный проблемы, характерные именно для этой местности.

На песчаном пляже реки Хан он часто боролся с лучшими студентами, изучающими единоборство. В канун Нового года, когда члены Семьи играли в корейскую игру “ют”, он проявлял больше энтузиазма, чем все другие участники. В таких празднествах он друг всем собравшимся, всегда оставаясь при этом сильным, чутким и человечным лидером; в то же время он еще и любящий и все понимающий отец для каждого из нас.

Преподобный Мун, посвятивший всю свою жизнь любви к Богу и служению Ему, также полон забот о благополучии человечества. Он остро чувствует не только человеческие страдания и голод, но и возможное ощущение душевной пустоты. Слишком хорошо зная, что люди могут надевать на себя разные маски, он обычно делает вид, что не замечает этого. Он всегда был последователен в отдавании. Невозможно сосчитать людей, пользовавшихся его щедростью, испытавших его добро и любовь. Это его так называемый “личный стиль” — давать гораздо больше, чем получающий мог бы ожидать, отчего благодарность человека, которому он помог, становится еще глубже. Неудивительно, что члены нашей Семьи постоянно испытывают сердечную благодарность и считают, что Отец заслуживает самого высокого уважения.

Преподобный Мун как воплощение настойчивости и энергии
Когда он решает осуществить какой-нибудь проект, он всегда доводит его до стадии, на которой тот будет приносить результат; никто не слышал, чтобы он когда-либо бросил проект на полпути. Он отличается крайней настойчивостью; пробудившийся в нем энтузиазм начинает бурлить и выливаться наружу, и его невозможно сдержать — как извержение вулкана. Именно поэтому ему обычно удается достичь всех поставленных целей, несмотря на любые непредвиденные затруднения.

Поток его энтузиазма и настойчивость питают его вера в Бога и любовь к Нему. Если бы не его решимость осуществить волю Божью и не целеустремленность, Церковь Объединения, несомненно, была бы стерта с лица земли на ранней стадии своего существования, поскольку она подвергалась невероятно жестоким и безжалостным гонениям. Однажды, выплюнув кровь, преподобный Мун вытер ее ладонью, обновив тем самым свою клятву вечной любви и преданности Богу.

Переполняющая его энергия поражает. Стоит ему задумать добиться какой-либо цели, он зачастую забывает о еде, днем и ночью трудясь над ее осуществлением. График его рабочего дня составлен наперекор здравому смыслу. Он все время “на ходу”, переезжая из одного центра Церкви Объединения в другой, даже посещая все пятьдесят (по числу американских штатов) главных центров Церкви Объединения в Америке по своему внезапному решению. Он руководит лидерами Церкви Объединения штатов, на месте подсказывая им новые дерзкие идеи, пришедшие ему в голову. В большинстве случаев они никогда и не думали о подобном. Его творческие идеи, всегда конкретные и подробные, охватывают различные стороны деятельности Церкви Объединения — от свидетельствования и оказания духовной помощи до широких общественных пропагандистских ралли. Откуда же льется этот неиссякаемый поток оригинальных творческих идей? О чем он говорит? Всего лишь о том, что его способность сосредоточиться и целеустремленность заставляют его постоянно обдумывать различные грани и ступени деятельности Церкви Объединения.

Было время, когда, за исключением часов, отведенных на сон, я постоянно находился с преподобным Муном. От зари и до тех пор, когда пора было ложиться спать, — обычно далеко за полночь, — его работа не оставляла ему ни минуты для себя. Все это время он был занят встречами и переговорами с новыми людьми, инспекционными поездками по центрам управления нашими многочисленными учреждениями, обсуждением многочисленных проблем с разными чиновниками. Поскольку деятельность Церкви Объединения охватывает весь земной шар, перед преподобным Муном постоянно возникают неожиданные и неслыханные проблемы. Когда член правления сообщает ему о какой-нибудь задаче, срочно требующей решения, преподобный Мун дает ответ без всякого колебания; зачастую его решение настолько противоречит традиционной “мудрости”, что ему приходится “разжевывать” его для собеседника. При этом становится ясно, что его ответ не возник из воздуха, а скорее созревал у него в голове в течение долгого времени. Часто, пожелав ему спокойной ночи, я шел спать. А он, вместо того чтобы отправиться спать, полностью погружался в раздумья, медитацию или молитвы, продолжавшиеся до зари.

Как только проект завершен, его неуемная и сверхмощная энергия, постоянно питаемая ощущением важности его миссии, наталкивает его на замысел нового проекта; он никогда не отдыхает. Его творческая энергия, происходящая от его веры в любящее Сердце Бога, способна подбадривать равнодушных, оказавшихся поблизости. Несомненно, благодаря его абсолютной самоотверженности и полной искренности, а также ни с чем не сравнимой энергии и настойчивости, Церкви Объединения удалось выстоять, несмотря на все гонения, которым она подвергалась с самого начала, и заложить твердое основание для ее распространения во всем мире в настоящее время.

Преподобный Мун спит 3-4 часа в сутки. За день он делает столько, сколько под силу 4-5 обычным людям. Люди зачастую относят его неуемную энергию на счет его исключительной физической силы, и действительно, он находится в прекрасной форме. Многие молодые люди не могут угнаться за ним в рыболовстве или альпинизме. Правильнее было бы сказать, что пополнению заряда энергии способствуют осознание им своей миссии и способность сконцентрироваться, что нельзя объяснить только с физической точки зрения. Многим его последователям также известно, что он сильно ограничивает себя ради тренировки выносливости. Но больше всего тысячи людей привлекает то, как искренне он стремится развить в себе энергию, сосредоточенность и решимость. Неизбежным результатом этого является происходящее буквально на глазах расширение сферы влияния Церкви Объединения по всему миру.

Его лидерство

По-моему, никто сейчас не решится всерьез поставить под сомнение очевидный успех преподобного Муна как лидера. На ранней стадии развития Церкви Объединения один человек, занимающий видное положение в своем городе, заметил с опасением: “Как бы я ни критиковал преподобного Муна, факт остается фактом: это крупный лидер, которому сопутствует успех. Они (мои жена и дочь) могут не слушать меня, но они готовы слушать его и следовать за ним...”

Интересно, что бы он сказал сегодня, если бы своими глазами увидел, как люди, принадлежащие всем расам мира, любят преподобного Муна и следуют за ним, являясь приверженцами его учения. Сейчас, когда преподобному Муну за шестьдесят, он все еще полон желания многое сделать, и, зная, что ему уже удалось свершить, я не могу себе представить ни одного человека, оказавшего столь же громадное влияние на человечество! Какой из великих мыслителей или героев когда-либо при своей жизни руководил молодыми людьми из 120 стран мира и вел их за собой? Лидерство преподобного Муна не зависит от политической власти, богатства или военной силы. Наоборот, на его лидерстве лежит печать добра и уважения, которые питают к нему простые люди. Насколько я понимаю, самая большая редкость в мире, — это, наверное, когда человеку удается завоевать такое расположение к себе.

Здесь, в США, есть много противников нашего Движения, которые тем не менее искренне признают, что преподобный Мун является искусным лидером, которому удалось свершить чудеса. Но это еще не все. Многие корейцы, живущие в этой стране, говоря о нем просто как о человеке (не касаясь его положения религиозного лидера), почти единодушно соглашаются, что преподобный Мун — великий герой!

Преподобный Мун выделяется среди любой группы людей, он немедленно привлекает всеобщее внимание и совершенно естественно становится в ней лидером. Впечатляет не только его внешность, больше всего подкупает то, что он наставляет людей и руководит ими, являясь для них примером. Его лидерство притягивает огромное количество юношей и девушек, которые, отказавшись от избранной карьеры, становятся его последователями. Более того, эта молодежь, не имевшая ранее четкого направления в жизни, видит, что мир полон надежд, и, внутренне изменив свой образ жизни, меняется даже внешне. Не может быть большего доказательства мудрости его руководства. Как только молодые люди поймут и оценят его Сердце, осознают, что он любит и бережет каждого из них, они смогут преодолеть любые трудности и противоречия.

Кажется, что, заглянув в его глаза, полные любви и сочувствия, видевшие в этом мире столько страдания и несчастий, люди наполняются уверенностью, позволяющей им разрешить все проблемы.

Преподобный Мун жаждет справедливости. Даже в повседневной жизни каждое его слово проникнуто любовью к Богу и преданностью Ему; каждый, кто, встретившись с ним, сумеет сохранить в душе частицу вдохновения, полученного им от Бога, без колебаний примет его учение и последует за ним.

Его проповеди, обличающие несправедливость, дающие определение зла и добра и показывающие людям Небесный путь, замечательны не красноречием и убедительностью, а тем, что они побуждают людей к размышлениям и духовным поискам. Людей глубоко трогают его молитвы, в которые он вкладывает все свое Сердце и душу; когда я впервые услышал его, в моей душе все перевернулось. Его лидерство в исполнении воли Божьей помогает распространению его учения по всему миру, разрушая не только расовые, но и национальные барьеры.

Конечной целью деятельности преподобного Муна является осуществление Божьей воли; и это нельзя считать фантазией мечтателя или бегством от грубой реальности мира. Подобно компьютеру он тщательно планирует все необходимые шаги к осуществлению этого идеала на земле.

У преподобного Муна почти фотографическая память, особенно на людей. Его отличает проницательность, взгляд его как бы проникает в глубь человеческой души. Он воспринимает людей в трехмерном изображении; я имею в виду, что каждый, попадающий в поле его зрения, сразу же понимает, насколько безошибочны суждения преподобного Муна о людях. Кроме того, он полностью отдает всего себя, когда руководит людьми, и все знают, какой это глубокомыслящий и надежный человек. Его сильное и эффективное руководство, подкрепленное решимостью претворить идеи в жизнь, вселяет в молодых лидеров и сотрудников уверенность в себе, залог великих достижений. Возможность быть кому-то обязанным, материально или духовно, ужасает его. Он никогда не просил, чтобы кто-то другой сделал то, к чему он сам не готов. Несомненно, это делает его выдающимся лидером, каких мало.

Преподобный Мун: мыслитель

Преподобный Мун — великий мыслитель, его размышления о Боге очень глубоки. Как философ, он открыл новый путь к пониманию цели Божьего творения, законов Вселенной и происхождения греха. В “Божественном Принципе” он показывает нам, как одолеть сатанинский мир и исполнить волю Божью на земле. Чудо успеха Церкви Объединения, распространившей свое учение по всему миру, свидетельствует о силе мысли и деятельности, начатой преподобным Муном.

Нет числа афоризмам и идеям преподобного Муна. Они так много значат для нас, его последователей, и для нашего образа жизни потому, что сам он является их живым воплощением. Все, что он думает и говорит, идет из глубины его существа. Хотя его отличает выдающаяся сила мысли, но его мысли не являются результатом обычного процесса познания, так как у него слишком мало времени, чтобы размышлять ради размышления. Преподобный Мун-мыслитель и преподобный Мун-деятель не обособлены друг от друга; оба они живут в одном теле, и между ними существуют превосходные отношения отдавания-и-принятия. Следовательно, любовь к Богу, с одной стороны, и решимость осуществить Его волю — с другой для него одно и то же. Иначе говоря, его мысли и дела неразрывно связаны.

Преподобный Мун может показаться нетерпеливым. Он хочет добиться результатов в кратчайшие сроки. Он презирает легкую жизнь и комфорт, самоудовлетворение и застой. Хотя он делает все возможное, чтобы достичь цели как можно быстрее, никто не может превзойти его в терпении, когда ситуация того требует. При необходимости он всегда готов ждать более благоприятного момента, если только это поможет исполнить Божью волю.

Расскажу вам для примера одну историю. Много лет назад, еще живя в убогой хижине, которую он построил в Пусане (Корея) своими руками, преподобный Мун разработал план отправки миссионеров во все страны мира. Даже во время своих поездок по различным городам Америки он постоянно держал в мыслях свой проект самого крупного турне, которое ему хотелось совершить, — когда-нибудь в будущем он надеялся приехать в Москву. Как я уже говорил, некоторые его идеи настолько идут вразрез со здравым смыслом или выходят за пределы понимания обычного человека, что ему приходится ждать какое-то время, прежде чем их обнародовать.

Даже не рассматривая его религиозных убеждений, нельзя не признать, что преподобный Мун всегда проповедует и практикует философию бытия и ценностей и сам живет согласно ей. Он разделяет добро и зло, справедливость и несправедливость. Поэтому маленький обыватель, ограничивающийся желанием “хоть как-нибудь прожить”, в глазах преподобного Муна является жалким ничтожеством.

Заключение

Когда все, что надо было сказать о преподобном Муне, сказано, становится очевидно, что при всем своем величии он не получил всеобщего признания и одобрения. Его огромный труд недооценен. Испытав столько унижений и обид, столько оскорблений, которые заслуживают лишь злейшие преступники, он перенес их со сверхчеловеческой стойкостью. Теоретик, автор многих высоких идей, он трудится как последний из рабов, чтобы осуществить их. Чтобы выполнить волю Божью и построить Царство Небесное на земле, он в одиночестве прошел долгий и полный невзгод путь, неся крест неописуемых страданий.

Никто точно не знает, придет ли день, когда его искренность и решимость осуществить восстановление всего человечества получат признание, или, напротив, после смерти его ожидает забвение.

Как бы там ни было, все, что нам удалось узнать о нем в результате нашего исследования, это лишь часть от целого.

В личной и общественной жизни он продолжает пробираться через тернии преград. Мы еще не узнали всего о его горе и радостях, о том, что приносит ему удовольствие, а что печалит.

Он родился свободным человеком, но в своей жизни сталкивался со многими ограничениями и препятствиями. Каждое его движение, каждый шаг вызывают пристальное внимание. По своей природе преподобный Мун такой деятельный человек, что не может дышать свободно, если слишком долго остается привязанным к своему дому. Соединенные Штаты — большая страна, но ему она кажется слишком маленькой. Если бы это было возможно, он бы обходил земной шар тысячу раз в день.

Отец Небесный, пожалуйста, сделай так, чтобы настал день, когда преподобный Мун станет полностью свободным, раз и навсегда! Аминь.