Преподобный Сон Мён Мун: жизнь ради других
Когда я впервые встретил преподобного Муна, ему было 35 лет, а мне — 24. Я учился на 3-м курсе в университете Ён-Хи. Сейчас (в 1980 году) мне уже 50, а Отец отпраздновал свое 60-летие.
Он пожертвовал своей молодостью ради Божьей воли, и, несмотря на наше желание, чтобы он оставался вечно молодым, в 60 лет его лоб испещрен морщинами — следами прожитых лет.
Оглядываясь назад, можно сказать, что он прошел адски тяжелый путь, испытывая безжалостные гонения и непрерывное противостояние.
Я до сих пор помню, что преподобный Мун сказал о своих противниках: “Ну что ж, если им хватит сил стоять у меня на пути 30, 40 лет, пусть мешают... но я уверен, что они выдохнутся намного раньше”. Эти слова ясно отражают его отношение к своим гонителям.
За его победой над всевозможными преследованиями и противодействием стоит непоколебимая вера, чувство ответственности за возложенную на него миссию и многие другие факторы, которые даже сегодня еще ждут своего осмысления. Мое скромное перо никогда не сможет воздать должное его величию, но я принимаюсь за дело с горячей сердечной молитвой.
Гореть желанием исполнить волю Бога
Прочитав Библию бесчисленное множество раз, он проводил большую часть своего времени в молитвах и медитациях, чтобы открыть Принцип. Когда же Принцип был открыт, это учение встретило одобрение мыслителей и Бога. Благородная мысль преподобного Муна со всей отчетливостью прослеживается в Принципе.
Когда преподобному Муну было 16 лет, у него состоялась личная беседа с Иисусом, который передал ему свою невыполненную миссию. С тех пор без секунды колебаний он решительно боролся за то, чтобы ее исполнить.
Кто, будучи в здравом уме, посчитал бы нормальным Авраама, — человека, подчинившегося Богу, повелевшему принести в жертву своего сына Исаака? Его бы сочли сумасшедшим, а его поступок — безумным. Как похож преподобный Мун на Авраама, с которым его роднит сердечный жар, стремление выполнить повеление свыше! Еще пример. Люди посмеивались и хихикали над Ноем, который в период 120-летней засухи пророчествовал, предвещая суд потопом, и стал строить ковчег. Для людей он был объектом презрения и насмешек. Они не понимали воли Божьей, так как же они могли правильно судить о действиях Ноя?
Понимающий волю Божью и не понимающий ее, различаются как небо и земля. Вот и преподобному Муну приходилось выносить насмешки и презрение тех, кто не понимал воли Бога. Преподобный Мун встал на место Авраама и Ноя, представлявших Божью волю. Когда он находился в заключении в Хыннаме (Северная Корея), его навестила мать. Увидев, что сын одет в тюремное тряпье, она расплакалась. На это преподобный Мун твердо сказал ей: “Мама, я иду по пути Бога, и если ты не хочешь утешить меня в моих страданиях и поддержать на этом пути, пожалуйста, иди домой. Я не хочу видеть твоих слез”.
Преподобный Мун горит желанием исполнить волю Бога. Он ничего не хочет знать, кроме нее, потому что все остальное, к ней не относящееся, совершенно не имеет значения. Приветствуя все, что находится в гармонии с волей Божьей, он не принимает и не терпит ничего, что ей противоречит.
Обычные верующие люди, молясь Богу, просят, чтобы Он послал им благословение, либо какое-то другое благо. А преподобный Мун учит нас молиться так, чтобы в итоге отдавать, а не принимать благословение. Я сам слышал, как преподобный Мун с жаром молился, прося Бога послать ему тягчайшие испытания, предлагая своих детей в качестве искупительной жертвы в том случае, если его путь расходится с волей Божьей. Для родителей нет ничего дороже, чем их дети, и тем не менее преподобный Мун предпочел пожертвовать благополучием своих любимых детей ради Бога. Вне всякого сомнения, преподобный Мун — как раз тот человек, который пойдет на все, не остановится ни перед какими трудностями ради выполнения воли Божьей.
В борьбе со временем
“Время — деньги” гласит известная пословица. Преподобный Мун буквально живет согласно этой мудрости. Последние десятилетия, неистово работая во имя Божьей воли, он спит по три-четыре часа в сутки. Я абсолютно уверен, что у него на счету каждая минута, даже секунда, нужные для того, чтобы исполнить свою миссию.
При этом я особенно хочу подчеркнуть, что он обладает совершенным чувством времени. В Библии повторяются числа 3, 4, 7, 12, 21, 40 и 120. Эти повторения не случайны, они основаны на Принципе. Поэтому вполне естественно, что преподобный Мун, открывший Принцип как основу этих чисел, прекрасно ощущает время. Но, как нам всем известно, нелегко подготовить все необходимое для исполнения задачи, зная, когда что произойдет.
Часто говорят, что каждому человеку даны три возможности преуспеть в жизни. Но если он их не распознает, то, скорее всего, они обратятся в ничто. А для человека, способного заметить данные ему возможности и спокойно подготовиться к их осуществлению, они не пропадут. Другому же сколько шансов ни давай, он ими не сможет правильно распорядиться и растратит понапрасну. Чтобы выполнить задачу, обычно требуется, чтобы этот процесс проходил в определенной последовательности — от начала и до конца. А тот, кто знает, когда и с чего начинать, — гений. И это, безусловно, в полной мере относится к преподобному Муну.
В самом начале своего пути он проповедовал группе пожилых женщин, порой до раннего утра. Им так нравились его речи, что, когда он умолкал, они с удивлением замечали, что занимается заря нового дня. Что касается его, какую тоску он испытывал, хоть и улыбался вместе с ними, зная, что пришло время исполнить промысл Божий!
Отдавая целиком свои время и энергию подготовке последователей — как молодежи, так и стариков, борясь за исполнение промысла Божьего в семьях, нациях, во всем мире, он был абсолютно один, у него не было ни советников, ни помощников. А действия сатаны, чувствующего свой близкий конец, становились все более изощренными и разрушительными.
Подобно Богу, открывающему Свой промысл через пророков, преподобный Мун заранее раскрывает планы своей деятельности, особенно те, которые имеют первостепенную важность. В зависимости от обстоятельств он говорит о том, что надо сделать, либо прибегая к иносказанию, либо к субстанциальной терминологии. И зачастую случается, что он скажет о чем-либо мимоходом, и какой-нибудь его умный последователь поймет значение этих слов раньше времени, а до других, менее догадливых, смысл сказанного доходит лишь задним числом.
Вначале крупные события типа провиденциального ралли или бракосочетаний с участием многих пар проходили скромно, без фанфар. Они просто начали происходить и потом разрастались, вот и все, — подобно человеку, который просто вышел пройтись, а в итоге отправился в кругосветное путешествие. Вообще начало выглядело маленьким и незначительным, а результат оказался громадным. Не успели мы понять, что происходит и почему, как исторические события происходили одно за другим.
Человек, который ни о чем не сожалеет
Простые смертные не могут не испытывать сожаления по поводу каких-то собственных поступков. Это естественно. Никто не в силах повернуть время вспять, однако преподобный Мун встречает каждый новый день без сожалений. Он живет так, что в какой бы момент ни настигла его смерть, он сможет отправиться в духовный мир, не тая в сердце сожаления; скорее всего его будут приветливо встречать у входа сонмы добрых ангелов. Иными словами, его отношение к жизни сводится к готовности, что любой ее момент может оказаться последним. Он не забывает, что любой его вздох может оказаться последним.
Бог совершенен и не дает сатане повода для сожалений. Вспомните Иова. Сатана порочит Иова перед Богом, и Бог разрешает сатане делать с ним что угодно. Но в конце концов сатана сдается и признает, что он не будет возражать, если Бог осыплет Иова благословениями. Сатане разрешено делать все, что ему заблагорассудится; иначе его будут одолевать сожаления. Тюрьма подобна аду на земле, а узник — в глазах закона — враг людей. Однако, находясь в заключении в Хыннаме, преподобный Мун оказался образцовым заключенным и награждался за примерное поведение. Если вы не можете сделать то, на что не способен сатана, вы не вырветесь из его когтей. Больше всего на свете сатана боится самопожертвования и смерти. Следовательно, если вы решитесь пожертвовать собственной жизнью, даже сатана этого не выдержит и сбежит.
И сейчас, как и на заре существования Церкви Объединения, преподобный Мун иногда работает ночи напролет, не смыкая глаз. Это не выдумка горстки его ближайших приверженцев, отнюдь нет. Даже его враги признают, что он не спит ночами, жертвуя сном ради подготовки своих несмышленых последователей. Разговаривая с нами, он редко определяет какие-либо временные рамки. Он погружается в разговор, который может продолжаться и десять, и двадцать часов подряд. Он должен добиться, чтобы все его основные мысли навсегда отпечатались в сердце и памяти каждого слушателя. Такой напряженный распорядок не вызывает у него ни скуки, ни усталости. Это же дело его жизни, которое приносит ему удовольствие. И это так же верно сегодня, как двадцать лет назад.
Он никогда не думает о еде. Завтрак может быть отложен до позднего вечера. Но он полон бодрости и никогда не производит впечатления истощенного. Что касается сна, то он заранее не продумывает, во сколько ложиться и как долго спать. Когда он проповедует до 4 утра, мы всегда предполагаем, что он отоспится утром и сядет завтракать позднее. И каждый раз наши предположения оказываются ошибочными. Мы будем, возможно, правы, полагая, что простой смертный просто не выдержит такого режима.
Я был с преподобным Муном в 1977 году в Бостоне, когда он занимался ловлей тунца. Катер отплывал от берега еще в кромешной тьме, а свой завтрак, состоявший из пакетика вермишели, он съедал в 10 часов. После этого лов продолжался. Многие из тех, кто находился на катере, который подбрасывало на гребнях волн в открытом море, ложились отдохнуть прямо на полу, и лишь он один продолжал лов, сидя на верхней палубе до тех пор, пока совсем не темнело. Обычно он возвращался часов в 9 вечера, а поужинав, начинал разговаривать с нами, и беседа продолжалась часов до 12, а то и до часа ночи. Потом он шел спать, чтобы в три часа ночи снова встать и опять идти в море. И это продолжалось не день и не два. Такой напряженный график выдерживался в течение 40-50 дней. Какому рыбаку когда-нибудь приходилось так тяжело работать?
Он показал другим пример с тем, чтобы Церковь приступила к созданию рыбной промышленности. Когда дело касалось преодоления трудностей или препятствий, ему всегда удавалось превзойти все наши ожидания, так как мы исходили из того, что обыкновенный человек не в силах вынести таких испытаний.
Однажды преподобный Мун сказал: “Если речь идет о гонениях и враждебности, то мне их выпало больше, чем кому-либо другому во всей истории”. Есть множество доказательств правоты этого суждения. Заключенных Хыннама морили голодом: еды им давали ничтожно мало, а труд был очень тяжел, и когда кто-либо умирал, они не брезговали взять миску покойного! Преподобному Муну пришлось насмотреться на множество умирающих людей и изможденных трупов, а он в это время думал о кровоточащем Сердце Бога и утешал Его в своих молитвах. Он неистово любит Бога.
Преподобный Мун, открывший Сердце страждущего и печального Бога, постоянно говорит о Его освобождении. Для этого ему приходится взвалить горести и труды Бога на свои плечи. Он должен быть по-настоящему почтительным сыном Бога, потому что ни во сне, ни наяву ни о чем больше не думает. Он никогда не нарушает верности своей родине, которая отвергает его, и любовь его к миру остается неизменной, даже если мир обращается к нему спиной. Итак, он подлинно верный и почтительный сын Бога, пришедший, чтобы восстановить падший мир. Согласно Божественному Принципу, для достижения совершенства надо пройти через три стадии. С тех пор как я стал его последователем, я неоднократно испытывал это на себе, убеждаясь, что надо жертвовать собой во имя воли Божьей, действовать с любовью, трудиться и трудиться, чтобы осуществить эту “тройку”. Преподобный Мун никогда не удовлетворяется малым. Он всегда доводит начатое до конца и никогда не сдается на середине пути. Такая особенность, кажется, и есть та движущая сила, которая заставляет его следовать один раз избранным тернистым путем вот уже сорок лет.
Жертвенный путь
Если воды в чашке не слишком много, она не перельется через край. Чтобы получить что-либо, надо вначале собрать необходимые ингредиенты, а потом заставить их вступить друг с другом во взаимодействие, то есть ингредиентов должно быть достаточно и между ними должно быть правильное соотношение. По той же причине, чтобы сотворить Вселенную, Богу понадобилось время. Точно так же для осуществления промысла восстановления требуется время. В самых редких случаях преподобный Мун начинает что-либо в спешке. Но когда его сердце зажигается и энергия начинает переполнять его, он обращается в молитвах к Богу, спрашивая у Него совета, и погружается в работу над проектом.
Часто говорят, что хорошее начало — это половина успеха. Начать что-либо действительно трудно, но раз уж дело начато, преподобный Мун никогда не бросает его, пока оно не начнет приносить плоды. Он верит, что если будет молиться, чтобы в семью пришел какой-нибудь очень нужный Небу человек, то этот член семьи не будет думать ни о чем другом, кроме того, как прийти в Церковь, и придет, даже после комендантского часа. Если это дело Божье, оно не может потерпеть неудачу. Если кто-то отдает свое сердце Небу, никто не в силах отнять его.
Преподобный Мун создал индустрию Тон-Ил и в течение трех лет работал над этим проектом не покладая рук, проводя иногда проверки по три раза в день. Цель индустрии состояла не в накоплении богатства. Он считал, что эта промышленность будет иметь для его страны большое значение, что это предприятие будет поддерживать миссионерскую деятельность во всем мире, ему хотелось, чтобы оно разрослось, подобно тому, как семечко превращается в цветущее и плодоносящее дерево, приносящее пользу людям. Поскольку оно существует для Бога, никто не может на него наступить или присвоить себе.
Он всегда учил нас, что каждый должен стремиться к большей преданности, чем у окружающих. Надо стараться есть меньше, спать меньше, не так хорошо одеваться, а если кто-то рядом делает одно дело, вы должны делать два, если кто-то работает один день, вам надо работать два дня — словом, надо всегда быть на шаг впереди окружающих. Это философия самоотдачи. Но легче говорить, чем выполнять. Если вы получаете что-то одно и отдаете другому эквивалентное количество, то отдавание и принятие взаимно компенсируются. А отдавать, не принимая, или принимать меньше, чем отдал, — значит, оставить кого-то в долгу перед собой. Если же принимаешь, не отдавая, или отдаешь меньше, то сам оказываешься обязанным. Он всегда учил нас действовать так, чтобы в долгу оставались другие, а не наоборот. Что бы ни делалось, никогда не обходилось без вмешательства и руководства преподобного Муна. Такова его философия: никогда не оставаться в долгу, даже перед своими последователями, а лучше оставлять в долгу их. В результате того, что наши миссионеры работают в 127 странах мира, над Церковью Объединения никогда не заходит солнце. Где бы он ни оказывался, он знает, что рядом есть миссионеры, которые молятся за него, а он не ложится спать до утра, молясь за них, чтобы не оставаться в долгу. В этом его никто не превзошел. Это касается и чтения лекций о Принципе, и разговоров с членами Семьи, и проведения инспекционных поездок, и ловли тунца, и бессонных ночей, и голода, и т.д. Это факт, который никто не может отрицать. В чем вы “обошли” других — вот эталон, из которого надо исходить.
Иисус говорил, что его надо любить больше, чем собственных родителей, братьев и сестер, мужа или жену, больше, чем своих детей; без этого невозможно войти в Царство Небесное. Как смог преподобный Мун всем пожертвовать? Это, возможно, потому, что он любит Бога всем сердцем, посвящая всего себя исполнению Его воли, а в таких условиях в жертву можно принести все.
О человеке можно судить по тому, что он любит. Человек, любящий родителей, жену, детей, почет, богатство, собственную жизнь больше, чем Небеса и волю Божью, должен предстать перед Божьим судом. Что до преподобного Муна, то он помнит и думает лишь об одном: Боге и Его воле, а все прочее, включая его самого, является приношением Богу.
Перед вашингтонским ралли 18 сентября 1976 года он посвятил все свое время и энергию планированию и подготовке. Все, кто находился рядом с ним, были поражены его самоотдачей. Должно быть, сам сатана отступил в изумлении. Даже Бог, наверное, был растроган. Много раз, думая о том, как много работают члены Семьи, преподобный Мун проводил ночи, не ложась в постель, а лишь подремав в кресле. Мы должны всегда молиться за его здоровье.
Путь восстановления — путь страданий
Невинность не предполагает наказания; точно так же, без грехопадения не требуется восстановления. На наказание можно смотреть как на кнут, а достаточное число ударов, так сказать, искупает и стирает грех, то есть закон искупления — закон наказания кнутом. Никто не любит, чтобы его били кнутом, а поскольку грех не может быть прощен без такого наказания, можно ненавидеть кнут и тем не менее принимать его удары с благодарностью. Адам, тяжко согрешив, пал. Чтобы восстановиться в своем изначальном положении, он должен прежде выполнить условие искупления, равноценное смерти, которую принесло его грехопадение. Чтобы искупить все грехи, совершенные многими поколениями людей после Адама, необходимо выполнить равнозначное им условие искупления.
Кому, кроме преподобного Муна, эта мысль могла привидеться хотя бы во сне? До него много мудрецов и пророков молилось Богу, но только преподобный Мун, превзойдя их в молитве и духовных трудах, смог взять на себя выполнение незавершенной миссии и открыть тайны Небес. Он, видимо, был тверже их в вере, простиравшейся в те глубины, куда они не решались заглянуть.
Если кто-то выполняет рабский труд ради воли Божьей, то, чтобы принять на себя миссию другого, он должен стать на еще более низкую ступень в рабстве, по своему желанию принимаясь за работу, достойную только такого раба. Чтобы из самого греховного состояния перейти в состояние полной безгрешности, необходимо пройти весь путь, отделяющий нас от положения ребенка Бога. Чтобы понять, что таится в сердцах людей, нужно представить себя на их месте. Наверное нельзя заставить идти за собой всех: одиноких и угнетенных, презираемых и забитых, горделивых и процветающих, если сам лидер не возносится на жизненные вершины и не погружается на самое ее дно.
Чего только преподобный Мун ни делал, кажется, он перепробовал почти все занятия. Он испил от горькой чаши жизни, но вкусил он и ее сладостей. От прачечной до тяжелого фабричного труда, от упаковки мешков с минеральными удобрениями, оставляющих шрамы на коже, до погрузки тяжестей, от шитья до вязания — он выполнял всякую работу. Его мучители били его по лицу, грубо пинали. Бог приказал ему, и он повиновался: оставил жену, только что родившую ему ребенка, и пересек 38-ю параллель, чтобы оказаться в коммунистической стране.
Подобно Иисусу, терпевшему гонения от своих врагов, преподобный Мун испытал преследования как лидер новой религии. В то время как он проповедовал среди своих сторонников антикоммунизм, его обвиняли в принадлежности к коммунистам. Церковь Объединения считает, что первородный грех заключался в акте недозволенной любви между мужчиной и женщиной, а ее обвиняли в организации групповых оргий. Неудивительно, что преподобного Муна, основателя Церкви, преследовали и травили больше всех! Каждый раз, терпя вопиющую несправедливость по отношению к Церкви и себе лично, преподобный Мун больше думал о кровоточащем Сердце Бога, и старался утешить Его. Вертикально он поклоняется Богу, а горизонтально трудится ради всего человечества, проводя в жизнь промысл восстановления. Он ни разу не отступился от миссии, возложенной на него Богом. Он яростно сражался на Его стороне.
Человек, открывший Принцип
Ничего не достигнешь в невежестве. Теории ради теории, теории, не имеющие связи с практикой, утопические и сугубо теоретические идеологии — все это приходило и уходило. До сих пор не появлялось теорий, существующих в единстве с практикой. В Библии, являющейся словом Божьим, много неясных, даже противоречивых мест, вследствие чего воля Бога остается сокрытой. Божественный Принцип Церкви Объединения — это плод многолетних исканий преподобного Муна, который провел десять лет в молитвах и схватке с духовным миром, чтобы получить ответ. И он вышел из этой битвы победителем. После сорокалетней борьбы Бог и пророки наконец одобрили его Принцип. Говорят, что даже после этого он, проявляя крайнюю осторожность, продолжал испытывать Принцип всеми мыслимыми способами при каждом удобном случае. Убедившись наконец в истинности своего учения, преподобный Мун стал понемногу открывать его миру.
Подобно Богу, Который не в силах изменить Свои законы, созданные Им для управления миром творения, преподобный Мун, открывший Принцип, сам живет, строго соблюдая его. Бог существует для сотворенного Им мира, в центре которого стоит человек. Преподобный Мун живет ради Принципа. Он предан каждой цели Божьего творения. При всех перенесенных им тяготах и страданиях, преподобный Мун не был бы великим, если бы делал все это для себя. Его любовь, доброта, благословение — достояние всего человечества. Если отнять у него эти качества, преподобный Мун останется ни с чем. Если у него спросить, что он сделал лично для себя, не найдется ничего, достойного упоминания.
Сатана использует других и даже жертвует ими для собственного блага, а Небеса разрешают, чтобы их использовали и ими жертвовали для блага других. Преподобный Мун очень мало времени уделяет личной жизни. День и ночь он в трудах. Он редко обедает со своей семьей, обычно разделяя трапезу со своими сотрудниками, чтобы за едой выслушать их отчеты. Поскольку его тяжкий труд — на благо Неба, он не возражает, что работа отнимает у него личное время, семью, личную свободу. Он считает, что все эти жертвы оправданны.
Преподобный Мун говорит, что не может построить жизнь по своему желанию, поскольку “свое желание” предполагает проявление индивидуализма. Даже Бог не отдыхает; так как же может отдыхать он, преподобный Мун? Это более или менее полно выражает его философию. Он может колебаться и даже неохотно приниматься за работу для себя, но он не колеблется и не увиливает, если его замысел принесет благо всем. Он сразу же становится смелым, уверенным, решительным. Он вкладывает в работу все свое время и всю энергию. Он воистину является олицетворением воли Божьей.
Ему, видимо, нелегко дается этот непрерывный труд, потому что иногда он признается в желании уйти в духовный мир как можно скорее. Он ведь так и не отдыхал до своего шестидесятилетия. Преподобный Мун глубок как самый глубокий океан, высок, как высочайшая из гор. Мое скромное перо не в силах отдать должное ни ему, ни его великому труду, ни его жизни ради других. Позвольте, я закончу молитвой: да ниспошлет ему Бог доброе здоровье на долгие, долгие годы.